НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО
один из
видов научного кино, включающий фильмы различных типов и жанров, предназначенные
для широких кругов зрителей. Н.-п. к. излагает в общедоступной форме основы
естественных и гуманитарных наук, знакомит с их историей, воспитывает науч.
мировоззрение, пропагандирует достижения науки и техники с целью внедрения
их в практику. Н.-п. к. рассказывает о жизни и деятельности учёных, о науч.
поисках, о значении того или иного науч. открытия для человечества и др.
В зависимости от особенностей науч. содержания, обусловливающего использование
различных кинематография, средств выразительности, сложилось 3 типа фильмов
- научно-популярные, научио-публицистич. и научно-художественные. Наиболее
известны и распространены научно-популярные фильмы. Впервые они появились
в 1897 во Франции и в Германии, но до 1920-х гг. выпускались нерегулярно.
В дореволюц. России возникновение H.-п. к. связано с инициативой группы
моек, учёных, организовавших в 1911 науч. отдел на кинофабрике А. А. Ханжонкова
и выпустивших неск. короткометражных кинолент. После Великой Окт. социалистич.
революции по инициативе В. И. Ленина, к-рый призывал создавать как можно
больше образных публичных кинолекций по различным вопросам науки и техники
(см. в сб. чСамое важное из всех искусств", 1963, с. 125), в 1920 были
созданы учебные, научно-производств. и научно-популярные фильмы о происхождении
торфа, организации торфоразработок и добыче торфа гидравлич. способом.
В 20-х гг. научно-популярные фильмы, т. н. культурфильмы, освещавшие вопросы
науки, техники, культуры и иск-ва, производились уже большинством киностудий
страны. 20-30-е гг. отмечены также рождением нек-рых тема-тич. направлений
и жанров H.-п. к. Так, фильм "Механика головного мозга" (1926) В. И. Пудовкина
положил начало жанру образной кинолекции, фильмы "Великий перелёт" (1925)
и "Эль Йемен" (1930) В. А. Шнейдерова, "Лесные люди" (1928) А. А. Литвинова
- географическим и этнографическим направлениям. Появлялись новые по тематике
фильмы: анималистские ("В глубинах моря", 1938, реж. A. M. Згуриди и Б.
Г. Долин), искусствоведческие ("Рукописи Пушкина", 1937, реж. С. И. Владимирский
и A. H. Егоров, "Третьяковская Государственная галерея", 1939, реж. В.
H. Николаи), энтомологические ("Инстинкт насекомых", 1939, реж. А. В. Винницкий).
Процесс активного развития H.-п. к. характерен для первых послевоенных
лет и 50-х гг. H.-п. к. получает распространение в Грузии, Узбекистане,
Казахстане, Белоруссии, Эстонии, Латвии. Начался выпуск фильмов повествовательных
жанров - киноочерков и киноповестей. Отчётливо проявилась тенденция поэтизировать
предмет популяризации, создавать научно-художественные произведения, приобретавшие
самостоятельное эс-тетич. значение ("Они видят вновь", 1947, реж. H. В.
Грачёв, "История одного кольца", 1948, реж. Долин, "Лесная быль", 1949,
реж. Згуриди, "Сикстинская мадонна", 1955, реж. Я. Л. Миримов, "За жизнь
обречённых", 1957, реж. Д. И. Яшин, "Дорога к звёздам", 1957, реж. И. В.
Клушанцев, "Шифр Альфа-Тета", 1962, реж. В. А. Архангельский, "Математика
и чёрт", 1972, реж. С. Л. Райт-бурт). Новые задачи, связанные с науч-но-технич.
революцией, вызвали появление в 60 - нач. 70-х гг. научно-публици-стич.
произв. о путях развития науки, специфике науч. творчества, об интеграции,
взаимопроникновении различных наук, о роли науки как новой производит,
силы общества и др. Научно-публицистич. очерки содержат не только познават.
материал, но и отношение к нему автора: "Рукописи Ленина" (1960, реж. Ф.
А. Тяпкин), "Огненное копьё" (1962, реж. Л. И. Рымаренко), "Кровавое воскресенье"
(1964, реж. H. А. Левицкий),
"Портрет хирурга" (1964, реж. Грачёв),
"Человек и атом" (1965, реж. К. И. Домб-ровский), "От клетки к живому организму"
(1966, реж. M. С. Каростин), "Лицом к лицу с расизмом" (1967, реж. И. А.
Зиновьев), "Интеркосмос" (1971, реж. Д. А. Боголепов) и др. Жанр кинолекции
обретает черты живой беседы со зрителем ("Язык животных", 1967, реж. Ф.
M. Соболев). Развивается детское научно-познават. кино, созданное реж.
Б. Г. Долиным. Регулярно выпускаются киножурналы: "Наука и техника", "Хочу
всё знать", "Сельское хозяйство" и др. Значительны достижения H.-п. к.
др. социалистич. стран; в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше созданы специализированные
киностудии, в Чехословакии - науч. отдел на киностудии короткометражных
фильмов.
В капиталистич. странах H.-п. к. в течение
долгого времени использовалось гл. обр. как средство рекламы. Фильмы, создававшиеся
на средства науч. орг-ций, демонстрировались только в клубах, школах, науч.
учреждениях. Положение изменилось в связи с научно-технич. революцией.
Продюсеры стали привлекать к работе в H.-п. к. видных режиссёров; научно-популярные
и научно-публици-стич. киноленты всё чаще стали появляться на экранах кинотеатров
и телевизоров. Однако они неоднородны по идейному содержанию; одни из них
воспитывают веру в гуманные пути развития науки, утверждают материалистич.
мировоззрение, другие насаждают откровенно идеа-листич. взгляды на мир.
H.-п. к. становится ареной острой идеологич. борьбы. Поэтому кинопопуляризаторы
социалистич. стран объединяют свои силы и опыт для активной пропаганды
подлинно науч. знаний в свете марксистско-ленинских идей.
Лит.: Ждан В. H., Вопросы мастерства
в научно-популярной кинематографии, M., 1952; Згуриди А., Васильков И.,
Научное кино в СССР, 2 изд., M., 1959; Альтшулер Б. А., Нечаева M. Д.,
Развитие советского научно-популярного фильма, в кн.: Очерки истории советского
кино, т. 3, M., 1961; Васильков И., Идея и тема в научно-популярном сценарии
и фильме, M., 1967; его же, Экран и наука, M., 1967; его же, О содержании
и форме в научно-популярном сценарии и фильме, M., 1973; Научно-популярный
фильм. [Сб. ст.], в. 1 - 2, M., 1959-1964; в. 3 - Кино и наука. [Сб. ст.],
M., 1970.
И. А. Васильков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я