НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
коренное,
качественное преобразование производительных сил на основе превращения
науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе H.-т.
р., начало к-рой относится к сер. 20 в., бурно развивается и завершается
процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. H.-т.
р. изменяет весь облик обществ, производства, условия, характер и содержание
труда, структуру производительных сил, обществ, разделения труда, отраслевую
и проф. структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда,
оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру,
быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому
ускорению научно-технического прогресса.
H.-т. р. является закономерным этапом человеч.
истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она
представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение
и последствия в социалистич. и капита-листич. странах принципиально различны.
H.-т. р.- длительный процесс, к-рый имеет
две гл. предпосылки - научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в
подготовке H.-т. р. сыграли успехи естествознания в кон. 19 - нач.
20 вв., в результате к-рых произошёл коренной переворот во взглядах на
материю
и
сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал "новейшей
революцией в естествознании" (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 264).
Она началась открытием электрона, радия, превращения химич. элементов,
созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой
прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов
физики в 20-х гг. 20 в. существ, изменениям подверглись теоретич. основы
химии. Квантовая теория объяснила природу химич. связей, что, в свою очередь,
открыло перед наукой и производством широкие возможности химич. преобразования
вещества. Началось проникновение в механизм наследственности,
развивается
генетика,
формируется хромосомная теория.
Революц. сдвиг произошёл и в технике, в
первую очередь под влиянием применения электричества в пром-сти и на транспорте.
Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация.
В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество
овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики.
Исследования
по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистич.
государства организовать в рамках крупного национального научно-технич.
проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило
школой для осуществления последующих обще-нац. научно-технич. исследовательских
программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологич. эффект использования
атомной энергии - человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях
науки и её практич. применения. Начался резкий рост ассигнований на науку,
числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой
профессией. Во 2-й пол. 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса
и сов. опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось
создание общегос. органов планирования и управления научной деятельностью.
Усилились непосредств. связи между научными и технич. разработками, ускорилось
использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и
получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем
и управлении электронно-вычислит. машины (ЭВМ), ставшие символом H.-т.
р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения
ло-гич. функций человека, а в перспективе - переход к комплексной автоматизации
производства и управления. ЭВМ - принципиально новый вид техники, изменяющий
положение и роль человека в процессе производства.
В 40-50-е гг. под влиянием крупнейших научных
и технич. открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук
и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством.
Так, в 40-50-е гг. человечество вступает в период H.-т. р.
На совр. этапе своего развития H.-т. р.
характеризуется след. осн. чертами. 1) Превращением науки в непосредств.
производит, силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике
и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков
от рождения новой научной идеи до её производств, воплощения. 2) Новым
этапом обществ, разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую
сферу экономич. и социальной деятельности, приобретающей массовый характер.
3) Качеств, преобразованием всех элементов производит, сил - предмета труда,
орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего
процесса производства благодаря его научной организации и рационализации,
снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое
обществом новое знание в своеобразной форме "замещает" затраты на сырьё,
оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования
и технические разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием
в нём роли творч. элементов; превращением процесса производства "...из
простого процесса труда в научный процесс..." (M арке К. и Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208). 5) Возникновением на этой основе материально-технич.
предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между
умств. и фи-зич. трудом, между городом и деревней, между непроизводств,
и производств, сферой. 6) Созданием новых, потенциально безграничных источников
энергии и искусств, материалов с заранее заданными свойствами. 7) Огромным
повышением социального и экономич. значения информационной деятельности
как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления
обществ, производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации.
8)
Ростом уровня общего и спец. образования и культуры трудящихся; увеличением
свободного времени. 9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования
сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы. 10) Резким
ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей
человеч. деятельности в масштабе планеты, возникновением т. наз. "экологических
проблем" и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы
"общество - природа".
Наряду с осн. чертами H.-т. р. можно выделить
её главные научно-технич. направления: комплексная автоматизация производства,
контроля и управления производством; открытие и использование новых видов
энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако
сущность H.-т. р. не сводится ни к её характерным чертам, ни, тем более,
к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного
и технич. прогресса. H.-т. р. означает не просто применение новых видов
энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства
и управления, а перестройку всего технич. базиса, всего технологич. способа
производства, начиная с использования материалов и энер-гетич. процессов
и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением
человека к процессу производства.
H.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения
единой системы важнейших сфер человеч. деятельности: теоретич. познания
закономерностей природы и общества (наука), комплекса технич. средств и
опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных
благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практич. действий
в процессе производства (управление).
Превращение науки в ведущее звено в системе
наука - техника - производство не означает низведения двух других звеньев
этой системы до пассивной роли ящпь воспринимающих импульсы, идущие от
науки. Обществ, производство является важнейшим условием существования
науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития.
Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее
революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что она
открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе
результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально
новые отрасли производства, к-рые не могли бы развиться из предшествующей
производств, практики (атомные реакторы, совр. радиоэлектронная и вычислит,
техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследстч. свойств
организма и др.). В условиях H.-т. р. сама практика требует, чтобы наука
опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в
технологич. воплощение науки.
Усиление роли науки сопровождается усложнением
её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных
исследований, про-ектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ
как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством,
в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении
взаимосвязи естеств., технических и обществ, наук, наконец, в возникновении
спец. дисциплин, изучающих закономерности развития, условия н факторы повышения
эффективности самой научной деятельности (см. Науковедение).
Научно-технич. переворот революционизирует
сельскохозяйств. производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального
труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому.
Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации,
а
развитие средств массовой коммуникации и совр. транспорта способствует
интернационализации культурной жизни.
В процессе H.-т. р. в новую фазу вступают
отношения общества и природы. Неконтролируемое воздействие технич.
цивилизации на природу приводит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому
человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени,
должен превратиться в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении
и умножении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала т. н.
"экологическая проблема", или задача сохранения и научного регулирования
среды своего обитания.
В условиях H.-т. р. возрастает взаимосвязь
различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода
к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное
взаимодействие обществ., естеств. и технич. наук, их органич. единство,
к-рое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности
обществ, производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать
всесторонний анализ H.-т. р.
Изменение содержания труда, постепенно
происходящее в ходе H.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило
требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного
общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации
работников, возможности их периодич. переподготовки, особенно в наиболее
интенсивно развивающихся сферах труда.
Масштабы и темпы изменений в производстве
и обществ, жизни, к-рые несёт с собой H.-т. р., с небывалой до сих пор
остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного
предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в
социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.
Подлинным носителем H -т. р. выступает
рабочий класс, ибо он является не только гл. производит, силой общества,
но и единств, классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии
H.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию
капиталистич. отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для
полного развития H.-т. р. в интересах всех трудящихся.
H.-т. р. создаёт предпосылки для коренного
изменения характера производства и функций главной производит, силы - трудящихся.
Она предъявляет возрастающие требования к проф. знаниям, квалификации,
организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному
уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности
в труде. Содержанием труда постепенно станет контроль и управление производством,
раскрытие и использование законов природы, разработка и введение прогрессивной
технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование
среды жизни людей. Необходимым условием этого является социальное освобождение
трудящихся, развитие человеч. фактора H.-т. р.- повышение образования и
общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора
для всестороннего развития человека, к-рое может быть обеспечено только
в процессе построения коммунизма.
Успехи науки и техники в 1-й пол. 20 в.
могли перерасти в H.-т. р. лишь при определённом уровне социально-эконо-мич.
развития общества. H.-т. р. стала возможной благодаря высокой степени развития
производит, сил и обобществления производства.
H. -т. р., как и предшествовавшие технологич.
перевороты в истории общества, обладает относит, самостоятельностью и внутренней
логикой своего развития. Подобно промышленной революции кон. 18- нач. 19
вв., к-рая в одних странах началась после буржуазной революции, а в других
- до неё, H.-т. р. в совр. эпоху одновременно происходит как в социалистических,
так и в капиталистич. странах, а также втягивает в свою орбиту развивающиеся
страны -"третьего мира". H.-т. р. обостряет экономич. противоречия и социальные
конфликты капиталистич. системы и, в конечном счёте, не может уместиться
в её пределах.
В. И. Ленин подчёркивал, что за каждым
коренным техническим переворотом "...неизбежно идет самая крутая ломка
общественных отношений производства..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3,
с. 455). H.-т. р. преобразует производит, силы, но их коренное изменение
невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных
отношений. Как промышленная революция кон. 18-нач. 19 вв., заложившая основы
материально-технич. базы капитализма, нуждалась для своего осуществления
не только в коренном технич. преобразовании производства, но и в глубоком
преобразовании социальной структуры общества, так и современная H.-т. р.
требует для собственного полного развития не только преобразования технологии
производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив
несовместимость свободного развития совр. производит, сил с капиталистич.
способом производства, H.-т. р. усилила объективную необходимость перехода
от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового
революц. процесса. Напротив, в социалистич. странах создание материально-технической
базы коммунизма и др. предпосылок перехода к коммунизму предполагает
органич. соединение достижений H.-т. р. с преимуществами социалистич. системы.
В совр. условиях H.-т. р. "...стала одним из главных участков исторического
соревнования между капитализмом и социализмом..." (Меж-дунар. совещание
коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, M., 1969, с. 303).
Всемирный характер H.-т. р. настоятельно
требует развития междунар. науч-но-технич. сотрудничества, в т. ч. и между
государствами с различным социальным строем. Это диктуется гл. обр. тем
обстоятельством, что целый ряд последствий H.-т. р. выходит далеко за национальные
и даже континентальные рамки и требует объединения усилий MH. стран и междунар.
регулирования, напр, борьба с загрязнением окружающей среды, использование
космич. спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С
этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-технич.
достижениями.
Для мировой социалистич. системы H.-т.
р. является естеств. продолжением коренных социальных преобразований. Мировая
система социализма сознательно ставит H.-т. р. на службу социальному прогрессу.
В условиях социализма H.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию
социальной структуры общества и обществ, отношений.
Капиталистич. применение достижений H.-т.
р. подчинено прежде всего интересам монополий и направлено на укрепление
их экономич. и политич. позиций. Развитые капиталистич. страны располагают
высокоорганизованным производств, механизмом и солидной научно-исследовательской
базой. В 50-е гг. значительно усилилось стремление монопо-листич. капитала
путём гос. вмешательства найти организационные формы, позволяющие преодолеть
препятствия росту производит, сил. Распространение получают программирование
и прогнозирование технич. прогресса и научных исследований.
Совр. наука и техника могут эффективно
развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения
ресурсов в масштабе государства или, по крайней мере, целой Отрасли, требуют
управления всей сложной системой социально-экономич. процессов в интересах
всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать
таких условий, необходимых для реализации возможностей науки и техники.
Масштабы научно-технич. прогресса в наиболее развитых капиталистич. странах
далеко не соответствуют имеющемуся научно-технич. потенциалу. Движущей
силой научно-технич. прогресса в условиях капитализма остаётся конкуренция
и погоня за прибылью, что противоречит потребностям развития науки и техники.
Капитализм нуждается в науке, но в то же время сдерживает её развитие.
Отношения людей в сфере науки превращаются в отношения между трудом и капиталом.
Учёный оказывается в положение лица, продающего свой труд капиталисту,
к-рый монополизирует право на эксплуатацию его результатов. Научные исследования
используются как важнейшее орудие ожесточённой конкурентной борьбы между
монополиями.
В рамках отд. крупных капиталистич. фирм
достигнута серьёзная постановка научно-исследоват. и опытно-конструкторской
работ, эффективное внедрение новой техники и технологии, продиктованное
необходимостью конкурентной борьбы. Объективные потребности обобществления
и интернационализации производства в условиях H.-т. р. вызвали значит,
рост т. н. "наднациональных корпораций", к-рые по объёму занятых превзошли
MH. капиталистич. гос-ва.
Известное расширение функций капиталистич.
государства в результате его срастания с монополиями, попытки гос. программирования
и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия,
к-рые в результате лишь накапливаются и углубляются. Поддержка гос-вом
тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку
такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-пром. комплекса,
научно-технич. прогресс приобретает в капиталистич. странах одностороннее
направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и
провозглашённым целям, приводят к огромному расточительству научно-технич.
потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер обществ,
производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления
в масштабах всего общества, устранить основное противоречие - между производит,
силами и производств, отношениями, обществ, характером производства и частным
характером присвоения.
Капиталистич. общество резко ограничивает
возможности, открываемые H.-т. р. для развития самого человека, а зачастую
обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни,
"массовая
культура", отчуждение личности). Напротив, при социализме H.-т. р.
создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технич. уровня трудящихся
и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.
Истолкование сущности и социальных последствий
H.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и оу рж. идеологий.
Первоначально буржуазно-реформистские теоретики
пытались истолковать H.-т. р. как простое продолжение промышленной революции
или же как её чвторое издание" (концепция "второй промышленной революции").
По мере того как своеобразие H.-т. р. становилось очевидным, а её социальные
последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских
социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма
и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях "постиндустриального
общества", "тех-нотронного общества" технологич. революцию социальной,
освободит, движению трудящихся. В качестве ответной реакции MH. "новые
левые" на Западе заняли противоположную позицию - технологического пессимизма
в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, T. Роззак
- США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном сциентиэме, в
стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные
радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от
рационального знания в пользу мистики, религ. обновления человечества.
Марксисты отвергают обе эти позиции как односторонние и теоретически несостоятельные.
H.-т. р. не в состоянии разрешить экономич. и социальные противоречия антагонистич.
общества и привести человечество к материальному изобилию без радикальных
социальных преобразований общества на социалистич. началах. Наивными и
утопичными являются также левацкие представления, согласно к-рым можно
якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политич. средств,
без H.-т. р.
Обострение противоречий капитализма в связи
с H.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение т. н. "техно-фобии",
т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной
части населения, так и среди либе-рально-демократич. интеллигенции. Несовместимость
капитализма с дальнейшим развитием H.-т. р. получила превратное идеологич.
отражение в социально-пес-симистич. концепциях "пределов роста", "экологического
кризиса человечества", "нулевого роста", воскрешающих мальтузианские взгляды.
Многочисл. социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не
о наличии каких-то объективных "пределов роста", а о пределах экстраполяции
как метода предвидения будущего и о пределах капитализма как обществ, формации.
Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно
указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммуни-стич. общество
будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих
членов и полное удовлетворение их высокоразвитых потребностей на основе
высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма
необходимо максимальное использование возможностей H.-т. р., так и H.-т.
р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистич.
обществ, отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.
Лит.: Научно-техническая революция
и общественный прогресс, M., 1969; Современная научно-техническая революция.
Историческое исследование, 2 изд., M., 1970; Современная научно-техническая
революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы,
M., 1971; Иванов H. П., Научно-техническая революция и вопросы подготовки
кадров в развитых странах капитализма, M., 1971; Гвишиани Д. M., Микулинский
С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, "Коммунист",
1971, № 17; Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление,
образование, M., 1972; Научно-техническая революция и социальный прогресс.
[Сб. ст.], M., 1972; Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий
класс, M., 1972; Научно-техническая революция и социализм, M., 1973; Человек
- наука - техника, M., 1973; Борьба идей и научно-техническая революция,
M., 1973; Марков H. В., 'Научно-техническая революция: анализ, перспективы,
последствия, M., 1973; Научно-техническая революция и общество, M., 1973;
Гвишианн Д. M., Научно-техническая революция и социальный прогресс, "Вопросы
философии", 1974, № 4; Г л а г о л е в В. Ф., Гу до жни к Г. С., Koзиков
И. А., Современная научно-техническая революция, M., 1974.
Д. M. Гвишиани, С. P. Микулинский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я