НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ
одна из трёх
составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности,
пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции,
построения социализма и коммунизма. Термин H. к. (научный социализм) употребляют
также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.
H. к. органически связан с другими составными
частями марксизма-ленинизма - марксистской философией и политической экономией.
Превращение социализма из утопии в науку, как отмечал Ф. Энгельс, было
обусловлено прежде всего двумя великими открытиями - материалистическим
пониманием истории и созданием теории прибавочной стоимости. Раскрытие
объективных основ существования и общих тенденций развития человеческого
общества, к-рое даёт исторический материализм, анализ экономич.
отношений и в особенности экономич. основы противоречий капитализма и неизбежности
социалистич. революции, осуществляемый политич. экономией, послужили теоретич.
базой возникновения H. к. в 40-х гг. 19 в.
H. к. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом
и развит в новых историч. условиях В. И. Лениным, его учениками и последователями.
Общие контуры коммунизма были очерчены
К. Марксом ещё в 1843-44. В "Немецкой идеологии" (1845) К. Маркс
и Ф. Энгельс выдвинули важное положение о том, что "коммунизм для нас не
состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна
сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное
движение, которое уничтожает теперешнее состояние" (Соч., 2 изд., т. 3,
с. 34).
Первым программным произведением H. к.
явился "Манифест Коммунистической партии" (1848). В нём К. Маркс
и Ф. Энгельс доказали, что капиталистич. строй таит в себе непримиримые
противоречия, к-рые могут быть разрешены только социалистич. революцией,
уничтожающей господство буржуазии и устанавливающей власть рабочего класса.
Они показали, что силой, к-рая призвана ликвидировать капитализм и утвердить
социалистич. строй, выступает рабочий класс, союзниками к-рого являются
другие слои трудящихся. Великой заслугой К. Маркса и Ф. Энгельса было обоснование
необходимости для пролетариата создания самостоятельной политич. партии.
Дальнейшее творческое развитие H. к. получил
в результате обобщения К. Марксом и Ф. Энгельсом опыта Революции 1848-49,
Парижской
Коммуны 1871, в процессе борьбы со всякого рода немарксистскими течениями
как справа, так и слева ("Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.",
"Гражданская война во Франции", "Капитал", "Критика Готской программы",
"Анти-Дюринг", "Происхождение семьи, частной собственности и государства"
и др.) К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали учение о диктатуре пролетариата,
развили
положение о неизбежности переходного периода от капитализма к социализму,
конкретизировали понятие коммунистич. формации, к-рая в своём развитии
проходит две фазы - социализма и коммунизма, - и дали их общую характеристику.
С именем В. И. Ленина связан новый этап
в развитии теории H. к. Он творчески обогатил теорию социалистич. революции
и строительства социалистич. и коммунистич. общества, вооружил российское
и всё междунар. революц. движение научно обоснованной стратегией и тактикой,
возглавил борьбу за претворение в жизнь идеалов H. к. В. И. Ленин показал,
что капитализм вступил в империалистич. стадию развития, к-рая есть канун
социалистич. революции; сделал вывод о возможности победы социалистич.
революции первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистич.
стране. Ленин конкретизировал марксистскую теорию гегемонии пролетариата,
показал
необходимость руководства рабочим классом борьбой трудящихся масс в новую
историч. эпоху не только в социалистич. революции, но и вообще во всякой
народной революции, а также в условиях социалистич. и коммунистич. строительства.
Развивая учение о диктатуре пролетариата, Ленин открыл новый тип пролетарского
гос-ва, воплотившегося в России в форме Советов, развил дальше марксистское
учение о партии рабочего класса, раскрыл соотношение между борьбой за демократию
и борьбой за социализм, показал связь национально-колониального вопроса
с социалистич. революцией. Ленин обогатил теорию строительства нового общества
учением о социалистич. индустриализации, кооперировании крест, хозяйств,
культурной
революции, раскрыл общие закономерности строительства социализма. Ленин
выдвинул идею развитого социалистич. общества. Ленинский этап в развитии
H. к. продолжается в теоре-тич. деятельности КПСС и др. коммунистич. и
рабочих партий.
Важнейшим историч. событием на пути развития
и воплощения теории H. к. в жизнь явилась победа Великой Окт. социалистич.
революции в России, а затем победа социалистич. революций в ряде др. стран
и превращение социализма в мировую систему. С возникновением коммунистич.
формации H. к. стал проверенной на опыте наукой о построении социализма,
получил новый объект для теоретич. исследования. КПСС вместе с др. коммунистич.
партиями разработала важные новые теоретич. проблемы H. к.: дана марксистско-ленинская
характеристика совр. эпохи; конкретизировано ленинское положение о единстве
закономерностей и разнообразии форм перехода различных стран от капитализма
к социализму; раскрыта роль народной демократии как новой конкретно-историч.
формы диктатуры пролетариата; разработана проблема перерастания гос-ва
диктатуры пролетариата в общенародное гос-во в условиях победившего и упрочившегося
социализма; дана характеристика развитого социализма как этапа социалистич.
общества, получили дальнейшее обоснование закономерности перерастания социализма
в коммунизм и, в частности, пути создания материально-технич. базы коммунизма,
формирования коммунистич. обществ, отношений и воспитания нового человека;
раскрыты особенности развития мировой социалистич. системы и её закономерности;
показаны формы её влияния на мировой революц. процесс; получил дальнейшее
творч. развитие ленинский принцип мирного сосуществования гос-в с различным
социальным строем; сделан вывод о возможности предотвращения агрессивных
империали-стич. войн в совр. эпоху и др.
Предмет H. к. Хотя процесс возникновения,
становления и развития коммунистич. общества изучается всеми составными
частями марксистско-ленинского учения - марксистской философией, политич.
экономией и H. к., каждая из них имеет собств. объект исследования и решает
эту общую задачу специфич. методами.
Если диалектич. и историч. материализм
раскрывает филос. основы и принципы преобразования общества на коммунистич.
началах, а политич. экономия анализирует экономич. процессы, к-рые ведут
к коммунизму и характерны для него, то H. к. призван дать цельную картину
социалистич. и коммунистич. общества, показать движение к коммунизму как
неизбежный результат борьбы рабочего класса, как взаимосвязанное изменение
производит, сил, экономич. базиса, социальной структуры и идеологии общества,
указать пути борьбы за новый общественный строй. H. к. даёт социаль-но-политич.
обоснование гибели капитализма и торжества коммунизма. Филос. материализм
и марксистская политэкономия находят своё последовательное и логич. продолжение
и завершение в H. к. В свою очередь, H. к. не может быть эффективным без
филос. и экономической основы. В круг проблем H. к. входят: обоснование
историч. неизбежности гибели капитализма и торжества коммунизма, анализ
историч. предпосылок и условий революц. преобразования капитализма в социализм;
выяснение всемир-но-историч. роли рабочего класса и руководимых им масс
трудящихся в борьбе за коммунизм; исследование классовой борьбы пролетариата
и социалистич. революции, а также др. революц. и освободит, движений; анализ
закономерностей и путей построения социализма и коммунизма; выяснение осн.
закономерностей и черт переходного периода от капитализма к социализму,
социалистич. и коммунистич. фаз развития общества; выяснение осн. принципов
стратегии и тактики марксистско-ленинских партий на различных историч.
этапах; изучение науч. организации общества на всех этапах строительства
социализма и коммунизма. H. к. раскрывает также пути использования объективных
законов в борьбе за коммунизм, что становится особенно важным в условиях
сознат. организации всей обществ, жизни, исследует конкретную роль и значение
субъективного фактора в осуществлении революц. преобразования капиталистич.
общества, в созидании нового обществ, строя.
Особенность H. к. состоит в том, что он
изучает развитие коммунистич. формации в целом под углом зрения её наиболее
общих специфич. законов возникновения, становления и развития.
Законы и категории H. к. Особенность законов
коммунистич. формации состоит в том, что они носят всеобщий характер, т.
к. проявляются в той или иной форме во всех сферах социальной жизни и во
всех странах, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Они
могут действовать как на всём протяжении развития коммунистич. формации,
так и на определённых её этапах, выступая в своеобразных формах.
В условиях социалистич. революции и строительства
социализма действуют такие закономерности, как союз рабочего класса с широкими
массами крестьянства, диктатура пролетариата, преобразование экономических
и социальных отношений на основах социализма, культурная революция, установление
равноправия и братской дружбы между народами, пролетарский интернационализм,
защита завоеваний социализма от внешних и внутр. врагов.
В условиях победившего социализма и развитого
социалистич. общества продолжает действовать ряд закономерностей предшествующего
этапа развития, обогащаясь и видоизменяясь в новых историч. условиях. Вместе
с тем прекращается действие закономерностей, связанных с исчезновением
породивших их условий. Складываются также новые закономерности, напр, с
возникновением мировой системы социализма.
H. к. изучает общие закономерности возникновения
коммунистич. формации, закономерности совр. мирового революц. процесса,
к-рые включают в себя объективную необходимость социалистич. революции,
обретающей мировой характер и совершаемой внутр. силами в каждой отд. стране
при наличии объективных и субъективных предпосылок; руководство рабочего
класса во главе с марксистско-ленинской партией как необходимое условие
углубления и развития мирового революц. процесса; союз междунар. рабочего
класса с крестьянством и др. слоями трудящихся отд. стран, а также с нац.-освободит.
движением; расширение социальной базы мирового освободит, движения в отд.
странах и в междунар. масштабе; неравномерность развития мирового революц.
процесса и разновременность победы социалистич. революции в различных странах;
мирное
сосуществование различных обществ, систем как своеобразную форму классовой
борьбы.
К наиболее общим специфич. законам коммунистич.
формации можно отнести сознательный характер преобразования социальных
процессов и научный характер управления ими при руководящей роли рабочего
класса и марксистско-ленинской партии; утверждение гармоничности, равномерности,
плановости развития социальных процессов, всех сторон обществ, жизни, к-рые
приходят на смену капиталистич. анархии и конкуренции, противоположности
города и деревни, умств. и физич. труда, классовому неравенству; формирование
подлинной коллективности, взаимопомощь и сотрудничество свободных от эксплуатации
людей на основе обществ, собственности; закон складывания социальной однородности
при одновременном всестороннем развитии личности; рост активности, самодеятельности
и инициативы масс; закон социальной эволюции, происходящей без политич.
революций, и др.
В отличие от категорий и законов диалектич.
и историч. материализма, особенность категорий и законов H. к. состоит
в том, что они связаны с возникновением, становлением и развитием одной-
коммунистической-формации. При этом, в отличие от др. наук, изучающих коммунистич.
общество, категории H. к. отражают общие процессы развития коммунистич.
формации, а также конкретные формы их проявления. Тем самым законы и категории
H. к. выполняют по отношению к конкретным наукам о социализме и коммунизме
методологии, функцию. Наиболее общей категорией H. к. является коммунистич.
формация, затем идут такие категории, как эпоха перехода от капитализма
к коммунизму, социалистич. революция, диктатура пролетариата, переходный
период от капитализма к социализму, социализм и коммунизм.
H. к., как и марксизм-ленинизм в целом,
по самой своей природе носит интер-нац. характер. Он является результатом
обобщения не только опыта революц. движения в той или иной отд. стране,
но и опыта мирового рабочего и коммунистич. движения в целом, раскрывает
общие закономерности и специфику строительства социализма и коммунизма
во всех странах, совершающих переход к коммунизму.
На различных ступенях развития общества
в зависимости от конкретно-исто-рич. обстановки те или иные стороны, проблемы
H. к. выдвигаются на первый план. В странах, осуществляющих со-диалистич.
преобразования, гл. объектом изучения выступают проблемы переходного периода
от капитализма к социализму; там, где социалистич. революция ещё не совершилась,
в центре H. к. стоят проблемы борьбы за установление поли-тич. власти рабочего
класса в союзе со всеми трудящимися.
Различие проблем на том или ином этапе
вовсе не означает, что каждая страна должна иметь свой H. к. Нет и не может
быть разновидностей H. к. по географии., нац. и др. признакам, как не может
быть нац. наук - математики, физики, химии и т. д. Учёт специфич. особенностей
развития отд. стран входит в само содержание единой теории H. к. Лишь сочетание
интернац. и нац задач трудящихся в борьбе за торжество социализма и коммунизма
- непременное условие успеха междунар. революционного движения.
В совр. история, условиях необходимость
творческого развития науки о коммунизме выдвигается на одно из первых мест,
ибо H. к. призван теоретически обобщить новые явления, дать практич. рекомендации
в осуществлении задач коммунистич. строительства, вести идеологии, борьбу
против бурж. и ревизионистских теорий.
В решениях съездов КПСС и др. братских
партий определены наиболее важные направления в развитии теории H. к. в
совр. условиях. В Постановлении ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию
общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве"
(1967) говорится о задачах H. к.: "...разработка ленинской теории социалистической
революции применительно к современной эпохе; выявление закономерностей
развития мирового революционного процесса, анализ классовой борьбы международного
пролетариата и проблем национально-освободительного движения, борьбы против
империализма; разработка теоретических вопросов международного коммунистииеского
движения в современную эпоху; изучение проблем войны и мира; глубокое раскрытие
антагонистических противоречий между социализмом и капитализмом; комплексное
изучение социально-политических проблем развития социализма и перерастания
его в коммунизм; выявление социальных результатов научно-технической революции;
исследование путей и форм сближения условий труда, быта и культурного развития
города и деревни, органического соединения умственного и физического труда
в производственной деятельности; разработка проблем развития национальных
отношений; разработка методов научного управления социальными процессами;
анализ содержания и форм работы по коммунистическому воспитанию, путей
преодоления частнособственнических, религиозных и иных пережитков в сознании
и быту трудящихся; исследование процессов и проблем совершенствования государственного
строя и социалистической демократии, воспитания патриотизма и интернационализма;
изучение опыта строительства социализма в других странах" ("КПСС в резолюциях...",
8 изд., т. 9, 1972, с. 349-50).
На совр. этапе важнейшее значение имеет
всесторонний анализ развитого социалистич. общества, его критериев и историч.
места в развитии коммунистич. формации, закономерностей, лежащих в основе
перерастания социализма в коммунизм, выявления движущих сил этого процесса,
реальных противоречий и трудностей строительства нового общества. Значит,
актуальность приобретает проблема укрепления руководящей роли рабочего
класса и коммунистич. партии в условиях развитого социалистич. общества,
раскрытие сущности новой историч. общности - советского народа. Важным
аспектом H. к. является изучение закономерностей становления и развития
духовной культуры социалистич. общества и путей формирования нового человека.
Исключит, значение приобретает научная разработка проблем управления социальными
процессами, путей соединения достижений научно-технич. революции с преимуществами
социализма. С 1963 H. к. как учебная дисциплина преподаётся в вузах СССР.
A. M. Ковалев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я