НАЦИЯ
(от лат. natio - племя,
народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования
общности их территории, экономических связей, литературного языка, нек-рых
особенностей культуры и характера, к-рые составляют её признаки. Подлинно
науч. теория H. создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным.
Согласно этой теории, H. возникает как новое социально-историч. явление
в период преодоления феод, раздробленности общества и укрепления политич.
централизации на основе капиталистич. экономич. связей. При этом классики
марксизма-ленинизма подчёркивали важную роль государства в консолидации
H. В. И. Ленин писал, что образование нац. государств является тенденцией
(стремлением) всякого нац. движения. "Типичным, нормальным для капиталистического
периода является поэтому национальное государство" (Поли. собр. соч., 5
изд., т. 25, с. 259). В. И. Ленин отверг излюбленный бурж. социологией
и историографией приём смешивать H. с расой и племенем, представлять её
как дальнейшее продолжение и усложнение родо-племенных связей, как вечное,
естественное, внеисторическое явление. Ленин подверг критике взгляды О.
Бауэра, к-рый определял H. как общность культуры и характера, возникшую
на почве общности судьбы, охарактеризовав его теорию как идеалистическую
(см. Ленинский сб., XXX, 1937, с. 53). Консолидация H. облегчается наличием
этнически родств. племён и народностей. Но это не обязательное условие.
Нет также обязательной прямой генетич. линии, связывающей этнич. свойства
племени, народности и H. Фактически не существует гомогенных (однородных)
H. Все H. возникли из различных племён, а нек-рые и из различных народностей.
Немало H., напр, американские, образовалось не только из различных этнич.
групп (см. Этническая общность), но и из различных рас (см. Расы).
Поэтому
нельзя включать в понятие H. расовую общность. H. не определяется также
религ. и гос. общностями. Существуют разные H., исповедующие одну и ту
же религию, и, наоборот, существуют H., части к-рых исповедуют разные религии.
Есть разные H., живущие в одном гос-ве, и H., не имеющие своей нац. государственности.
В жизни H., её отношениях с др. H. этнич. (языковые и культурно-бытовые)
особенности занимают большое место, но они не предопределены биологически,
а являются продуктом социального развития. Длит, совместная жизнь и деятельность
различных этнич. групп в рамках сформировавшейся H. вырабатывают новый
этнический (национальный) облик. В последнем можно проследить нек-рые "сквозные"
элементы, идущие от прежних историч. общностей, но и они при всей своей
устойчивости не являются неизменными. T. о., H. по своей сущности есть
общественно-историч. явление. Постоянно подчёркивая социальное происхождение
и социальную сущность H., Ленин указывал на то. что создание "...национальных
связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных" (Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 1, с. 154), что "... нельзя было из феодализма перейти
к капитализму без национальных идей" (там же, т. 26, с. 35), что "нации
неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития"
(там же, с. 75). Началом историч. этапа образования H. Ленин считал конец
ср. веков и начало нового времени, а её экономич. основой - капитализм
с его требованиями создания внутр. рынка и общего для. данной общности
языка как важнейшего орудия торг, связей. Необходимым условием возникновения
MH. совр. H. было развитие буржуазии, складывание единого рынка. Сформировавшаяся
H. имеет отчётливо выраженный "экономический признак" (см. В. И. Ленин,
Ленинский сб., XXX, 1937, с. 53). Для образования общности экономич. жизни
необходима общность территории, к-рая, будучи условием образования H.,
выступает затем и в качестве её признака. В процессе консолидации H. различными
путями вырабатывается общий лит. язык, к-рый, в свою очередь, становится
могущественным средством нац. связей. На основе длительной совместной жизни
людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, возникает также
общность духовной жизни. Основоположники марксизма-ленинизма считали её
важной для развития H., но подчёркивали противоречивость культуры и психологии
H., состоящей из враждебных классов. "Есть две национальные культуры в
каждой национальной культуре",- писал В. И. Ленин (Поли, собр. соч., 5
изд., т. 24, с. 129), имея в виду, что буржуазно-помещичья и клерикальная
культура противостоит демократич. и социалистич. культуре. Эти две культуры
создаются представителями одной национальности, но разных "двух наций в
одной нации", имеющих разную обществ, идеологию и психологию. Вместе с
тем правомерно говорить о нац. особенностях психологии как о характерной
черте H. Общность экономич. связей, территории, языка, а также нек-рые
общие традиции, нац. особенности культуры, психологии порождают сознание
нац. общности - национальное самосознание. Нац. самосознание, возникнув,
становится важным условием существования и развития H., к-рая выступает
уже не только как объективная-связь, но и как связь, основанная на самосознании
в широком смысле, включающем в себя сознание этнич. общности, приверженность
к нац. языку, территории, культуре, определённое отношение к другим H.,
чувство нац.гордости. Жизненность, активность H. в значит, мере определяются
характером и уровнем нац. самосознания, но при этом классы-антагонисты,
их партии придерживаются противоположных позиций и разрабатывают свои политич.
линии воспитания нац. самосознания. Марксистско-ленинские партии развивают
его в соответствии с подлинными нац. интересами, находящимися в неразрывной
связи с интернациональным единством трудящихся всех стран, а бурж. и мелко-бурж.
идеологи извращают нац. самосознание, выдавая узкоэгоистические, на-ционалистич.
интересы за подлинно нац. интересы.
Процесс формирования разных H. определяется
соотношением экономич., политич., этнич. признаков, а также характером
историч. эпохи. В ряде случаев процессы становления H. и условий её существования
происходят одновременно, дополняя друг друга. Так, первые европ. H. вырастали
на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории
и др. этнич. признаков, выступавших как условия формирования этих H. В
др. случаях H. складываются и тогда, когда нет ещё полной готовности всех
условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки H. формируются
в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически
сложившейся в результате колон, разделов территории из различных по языку,
культуре, экономич. связям племён и народностей и становятся формой территориально-экономич.
сплочения, политич. и культурного развития этих стран. Следует учитывать
также, что образование H. не является универсальной стадией развития всех
народов мира. MH. малочисленные народы (племена, языково-терр. группы)
нередко сливаются с крупными H.
Для правильного понимания как сущности
H., так и места и роли её этнич. особенностей необходимо различать такие
взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как "нация" и "национальность".
Понятие "национальность", выражая этническую общность, представляет собой
лишь один из факторов H. и народности. Поэтому оно является более узким,
чем понятие "Н.". Различение указанных понятий помогает объяснить, почему
группы людей, имеющие общую национальность с той или иной нацией, но не
живущие на её территории, не являются представителями данной H. Наконец,
становится понятным, почему H. или народность при социализме в корне меняет
социальную сущность, сохраняя свою национальность.
В ходе строительства социализма происходит
ликвидация эксплуататорских классов, нац. и межнациональных антагонизмов.
H. претерпевают коренные изменения, происходит преобразование H. капиталистич.
общества в социалистические. Сохраняя или в известной степени модифицируя
свои этнич. признаки, H. в корне меняют свой социальный тип, становятся
социалистическими по своей классовой структуре, политич. строю и духовному
облику. Исходные признаки H. наполняются во многом новым содержанием, появляются
новые характеристики H., определяемые её социалистич. и интернациональной
жизнью. Основой развития социалистич. H., их социально-политич. и идейного
единства является то, что в каждой из них устанавливается подлинная общность
экономич. жизни, а в многонациональных roc-вах возникает единство интересов
трудящихся всех H. Общность территории как условие существования социалистич.
H. также приобретает новое качество. Границы нац. республик, напр., в СССР
не имеют уже своего былого значения, не ведут к обособлению H. Происходит
постоянное и всестороннее общение между H., к-рые стремятся разумно использовать
всю территорию СССР как общее достояние сов. народа. Социализм создаёт
самые благоприятные условия для развития нац. языков. Знание же наряду
с нац. языком и языка межнационального общения, каким в СССР стал русский,
усиливает взаимообогащение нац. культур, социалистич. по содержанию и нац.
по форме. На основе экономич., социальной и идейно-политич. общности социалистич.
H. развиваются интернациональные черты их культуры, происходит сближение
нац. культур. Социалистич. H., сохраняя прогрессивное культурное наследие,
формируют новые ценности культуры, к-рые становятся общим достоянием всех
народов. Национальное и интернациональное в культуре социалистич. H. составляют
единство, в к-ром ведущей является интернациональная сторона. В ходе строительства
коммунизма возникают и развиваются новые традиции, к-рые сближают и объединяют
все социалистич. H., укрепляют их духовную общность.
Новые черты социалистич. H. формируются
под решающим воздействием рабочего класса, ведущей интернациональной силы
H. Революц. изменения всей соци-ально-экономич., политич. и духовной жизни
в условиях социализма вырабатывают социалистич. нац. самосознание. В зрелом
социалистич. обществе интенсивно протекает единый процесс расцвета и сближения
H. Подлинный расцвет происходит не на путях нац. обособленности, а на базе
интернационализации экономики, политики и единой идеологии, а также формирования
интернациональных черт в культуре, духовном облике социалистич. H. Поэтому
расцвет H. способствует их сближению, а сближение H. усиливает их расцвет.
Одной из самых существ, черт социалистич.
H. является их братское сотрудничество и взаимопомощь на основе принципов
социалистич. интернационализма, к-рые приводят к развитию новых интернац.
общностей, таких, как сов. народ, крепнущее содружество социалистич. народов.
В ходе строительства коммунизма ускоряется
процесс сближения H., к-рый ведёт к стиранию их различий, связанных с устаревшими
формами жизни, и даже к слиянию отдельных малочисл. этнич. общностей. Стирание
нац. различий - процесс более длительный, чем стирание классовых различий.
Полное слияние H. произойдёт в результате их дальнейшего расцвета и постепенного,
всё более тесного сближения во всех сферах жизни. Коммунисты не сторонники
увековечивания нац. различий, они поддерживают объективный прогрессивный
процесс всестороннего сближения H., создающего предпосылки их будущего
слияния на основе полной добровольности и демократизма. Марксисты-ленинцы
выступают как против сдерживания этого процесса, так и против его искусственного
форсирования. Отчётливое знание перспектив развития H. особенно важно для
социалисшч. стран, общественные отношения к-рых, в т. ч. и нац. отношения,
научно регулируются и направляются к определённой цели. Опираясь на марксистско-ленинскую
теорию, можно предвидеть, что полная победа коммунизма во всём мире создаст
условия для слияния H. и все люди будут принадлежать к всемирному бесклассовому
и безнациональному человечеству, имеющему единую экономику и единую по
содержанию богатейшую и многообразную коммунистич. культуру.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; и х ж е, О польском
вопросе, там же; Энгельс Ф., По и Рейн, там же, т. 13; его же, Происхождение
семьи, част ной собственности и государства, там же, т. 21; его же, О разложении
феодализма и возникновении национальных государств, там же; Ленин В. И.,
Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли.
собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, От какого наследства мы отказываемся?,
там же, т. 2; е г о же, Положение Бунда в партии, там же, т. 8; е г о же,
К вопросу об общенациональной революции, там же, т. 15; его же, Критические
заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, О "культурно-национальной"
автономии, там же; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его
же, Тезисы реферата по национальному вопросу. Между 10 и 20 января (23
января и 2 февраля) 1914г., там же; его же, Под чужим флагом, там же, т.
26; его же, Социалистическая революция и право нации на самоопределение,
там же, т. 27; его же, Речь по национальному вопросу 29 апреля (12 мая)
1917 г., там же, т. 31; е г о ж е, II Конгресс Коммунистического Интернационала,
там же, т. 41; его ж е, О пролетарской культуре, там же; его же, III Конгресс
Коммунистического Интернационала, там же, т. 44; его же, К вопросу о национальностях
или об "авто-номнзации", там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом
КПСС), M., 1973; Международное совещание коммунистических и рабочих партий.
Документы и материалы, M., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1971;
Марксизм-ленинизм о пролетарском интернационализме. [Сб.], M., 1969; Ленинизм
и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., M., 1974. См. также
лит. при _ статьях Интернационализм, Национальный вопрос, Национализм.
С. T. Калтахчян.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я