НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО течение идеалистич.
философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., для к-рого характерно стремление
к созданию целостного мировоззрения на основе обновлённой интерпретации
философии Г. Гегеля. H. получило распространение почти во всех странах
Европы и в США, но в зависимости от разнообразных обществ.-политич. условий
и теоре-тич. предпосылок принимало различные формы.


В Великобритании, США и Нидерландах
H. возникло из запоздалого (по сравнению с Германией, Россией, Францией
и Италией) увлечения традиц. гегельянством, к-рое приобрело популярность
в этих странах в 70-80-х гг. 19 в.; поэтому здесь труднее отличить ортодоксальных
сторонников гегелевского учения от неогегельянцев, пытавшихся сочетать
гегельянство с новыми филос. веяниями.


В Великобритании процесс перерастания
гегельянства в H. представлен (если исключить Дж. Стерлинга, впервые познакомившего
англичан с философией Гегеля) Э. и П. Кердами, Ф. Брэдли, P. Хол-дейном,
Д. Бейли, отчасти Б. Бозанкетом, Дж. Мак-Таггартом и P. Коллингвудом. Осн.
моментами этого процесса были: а) попытки истолкования идеалистич. диалектики
в духе бурж.-либерального примирения противоречий, а гегелевского мировоззрения
в целом - как религиозного, как "теоретич. формы" христианства (Э. Керд);
б) обращение к гегельянству для преодоления англ, позитивизма (П. Керд);
диалектич. метод выступал при этом как средство разложения "чувст-венности",
"вещественности" для достижения истинной, т. е. внеэмпирической, реальности
(Брэдли); в) тенденция к преодолению крайностей "абсолютного идеализма"
Брэдли, стремление отстоять права индивидуальности, её свободу; эта тенденция
проявилась в умеренном персонализме Бозанкета и "радикальном персонализме"
Мак-Таггарта, к-рые пытались сочетать гегелевское учение об абсолюте с
утверждением метафизич. ценности личности; г) попытка интерпретации Гегеля
в духе релятивизма ("абсолютного историзма") наметилась уже у Холдейна,
стремившегося истолковать диалектич. метод Гегеля как "феноменологический"
(в смысле "феноменологии духа") способ определения в понятиях ступеней
человеческого опыта, и была последовательно осуществлена Коллингвудом.


В США, где гегельянская тенденция,
впервые представленная сент-луисской школой во главе с У. T. Харрисом,
находилась в определённой зависимости от эволюции англ, сторонников учения
Гегеля, H. у таких мыслителей, как Б. Боун и Дж. Ройс, оказалось моментом
на пути от гегельянства к персонализму.


В Нидерландах H., связанное с именем
видного популяризатора гегелевского учения Г. Болланда, было наиболее традиционным.
Болланд одним из первых на Европ. континенте провозгласил конец неокантианского
периода развития философии и отказался от противопоставления Гегеля И.
Канту, рассматривая их как "начало и завершение классического периода мышления",
в частности гегелевскую логику- как завершение кантовской критики разума.
Истолкование философии Гегеля в религ. духе сближает болландовский вариант
H. с "правым" гегельянством 1830-40-х гг. в Германии.


В Италии H., возникшее на рубеже 19-20
вв., имело двойственный характер, его основоположники - Б. Кроче и
Дж. Джентиле пребывали в состоянии многолетней полемики между собой.
Размежевание внутри итал. H. шло по пути решения социальных проблем (бурж.-либеральному
- Кроче и тоталитарному - Джентиле). В эволюции итал. H. отчётливо вырисовываются
два осн. этапа. Первый этап - от возникновения итал. H. до окончания 1-й
мировой войны 1914-18, характеризуется совместными выступлениями Кроче
и Джентиле против марксистского материализма и позитивизма под лозунгом
"обновления идеализма" и реставрации гегелевской концепции гос-ва. Второй
этап - с конца 1-й и до начала 2-й мировой войны 1939- 1945, отмечен углублением
филос. и политич. разногласий между обоими течениями, завершившимся политич.
расколом итал. H. на два течения, поскольку Кроче встал в оппозицию к фашистскому
режиму Муссолини, тогда как Джентиле выступал в качестве одного из активных
идеологов фашизма. Кроче выдвигает на первый план объективистские, рацио-налистич.
и этич. моменты в своей концепции, чтобы преодолеть релятивистские тенденции,
таившиеся в -"абсолютном историцизме". Джентиле, напротив, развивает именно
субъективистские и ирра-ционалистич. тенденции своей философии, доходя
до полного релятивизма.


В Германии H. выросло из социальных
предпосылок, во многом аналогичных тем, к-рые питали итал. H. Однако оно
существенно отличалось от последнего по своему теоретич. развитию, возникнув
из реакции на методологич. формализм гносеологии неокантианства, а
также из осознания неспособности последнего объединить в цельном мировоззрении
теорию познания и философию истории (философию культуры), науки о природе
и "науки о духе". На рубеже 19 и 20 вв. к выводам, вплотную подводящим
к H., пришли виднейшие теоретики неокантианства - как марбургской школы
(Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), так и баденской (В. Виндельбанд и Г.
Риккерт, к-рые первыми заговорили в Германии о "возрождении гегельянства").
Определённую роль в формировании нем. H. сыграл В. Диль-тей, выпустивший
в 1905 книгу о молодом Гегеле. В период 1-й мировой войны в Германии получает
распространение идея "единого потока" нем. идеалистич. философии, завершающегося
Гегелем (Г. Лассон). Однако возникшее из разнообразных филос. устремлений
нем. H. не сложилось в целостное образование. Ученик Риккерта P. Кронер
искал
в "обновлённом" гегельянстве решение той проблемы соотношения "рациональнего"
и "иррационального", к-рая была "задана" неокантианством. Ученик Дильтея
Г. Глокнер, издатель соч. Гегеля и лидер нем. H., углубляет иррационалистич.
тенденцию в теории познания, растворяя гносеологич. проблематику в эстетической.
Весьма значительную роль в нем. H. играла проблематика философии истории,
философии культуры и особенно гос-ва и права (T. Геринг, T. Литт, Ю. Биндер,
а также Ф. Розенцвейг, Ф. Блашке, Г. Геллер, Г. Гизе и др.). Вопрос о взаимоотношении
индивида и человеческой общности решался H. в духе резкой критики бурж.
"атомизации" и утверждения примата и даже абс. господства общности (нации,
гос-ва) над индивидами.


Высший пункт развития нем. H. совпал
со 100-летием со дня смерти Гегеля (1931). Лидеры нем. H. (в частности,
Кронер) возглавили междунар. организацию неогегельянцев - "Гегелевский
союз" (1930) и выступили с осн. докладами на 1-м (Гаагском, 1930) и 2-м
(Берлинском, 1931) гегелевских конгрессах (3-й конгресс состоялся в Риме,
1934). Приход национал-социализма к власти в Германии вызвал политич. раскол,
за к-рым последовало и теоретич. разложение нем. H. Антифашистски настроенные
неогегельянцы в большинстве своём были вынуждены эмигрировать из Германии.
Попытки возрождения H. в послевоенной Германии (ФРГ) (T. Литт, Г. Вейн
и др.) не имели успеха.


Крупнейшим представителем рус. H. был
И. А. Ильин, стремившийся соединить религ.-филос. традицию, идущую
от В. С. Соловьёва, и новейшие, прежде всего гуссерлианские, веяния, идущие
с Запада, в преобразованном гегелевском учении. Под влиянием кризиса бурж.
либерализма на Западе рус. идеалистич. правосознание также обнаружило тенденцию
к переходу от неокантианства к H. В работе П. И. Новгородцева "Кант и Гегель
в
их
учениях о праве и государстве" (1901) проблема соотношения личности и гос-ва
решается на путях взаимного ограничения их прав.


Во Франции H. получило распространение
значительно позже, чем в других европ. странах. Началом его можно считать
появление в 1929 соч. Ж. Валя "Несчастье сознания в философии Гегеля".
Большой популярностью пользовались лекции А. Кожева о Гегеле (1933- 1939);
в числе слушателей Кожева были Ж. П. Сартр, M. Мерло-Понти, Ж. Ипполит,
P. Арон, А. Фессар и др., способствовавшие впоследствии распространению
"обновленных" гегелевских идей. Выступая в тесной связи с экзистенциализмом,
франц.
H. приобретает влияние среди интеллигенции. Ж. Ипполит, переведший на франц.
яз. "Феноменологию духа" (1939) и "Философию права" (1941), стремился связать
учение Гегеля с сартровской версией экзистенциализма.


В целом как самостоят, течение H. исчерпывается
в 1930-х гг., однако отд. его тенденции неизменно проявляются в дальнейшем
в различных течениях совр. бурж. философии и социологии.


Лит.: И л ь и н И., О возрождении
гегельянства, "Русская мысль", 1912, № 6; 3 в е-нигородцев H., Гегель и
современные неогегельянцы, "Под знаменем марксизма", 1928, № 6; Б р у ш
л и н с к и и В., Современное гегельянство на Западе, там же, 1931, № 7-8;
Ч е и ш в и л л и А., О 2-м гегелевском конгрессе, там же, № 9-10; Б а
мм е л ь Г., Гегель и современная буржуазная философия, в сб.: Гегель и
диалектический материализм, M., 1932; Л и ф ш и ц M., Судьба литературного
наследства Гегеля, в кн.: Литературное наследство, № 2, M., 1932; Давыдов
Ю. H., Критика иррацио-налистических основ гносеологии неогегельянства,
в сб.: Современный объективный идеализм, M., 1963; Э ф и р о в С. А.,


От Гегеля к... Дженнаро, M., 1960;
W i ги d е 1 Ь а n d W., Die Erneuerung des Hegel lianismus, HdIb., 1910;
L a s s о n G., Was heisst Hegelianismus?, В., 1916; S с h о 1 z H., Die
Bedeutung der Hegelschen Philosophie fur das philosophische Denken der
Gegenwart, В., 1921; Marck S., Hegelianismus und Marxismus, B., .1922;
Levy H., Die Hegel - Renaissance in der deutschen Philosophie, B., 1927;
Harms E., Hegel und das 20. Jahrhundert, HdIb., 1933; J a k o-w e n k о
В., Geschichte des Hegelianismus in Rufiland, [2 Aufl.l, Prag, 1940; В
е у е г W. R., Hegel-Bilder. Kritik der Hegel-Deutungen, 2 Aufl., B., 1967.

Ю. Н. Давыдов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я