НЕОКЛАССИЦИЗМ

НЕОКЛАССИЦИЗМ неоклассика,
термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении
для обозначения различных по социальной направленности и идеологич. содержанию
художеств, явлений последней трети 19-20 вв., к-рым присуще обращение к
традициям иск-ва античности, иск-ва эпохи Возрождения или
классицизма

музыке - также и эпохи барокко).


Термин "Н." широко употребляется также
(в основном в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в
архитектуре и изобразит, иск-ве 2-й пол. 18 - 1-й трети 19 вв., в отличие
от классицизма 17 - 1-й пол. 18 вв.


Возникновение H. (как программного
обращения к иск-ву прошлого) обусловлено стремлением противопоставить тревожной
и противоречивой реальности некие "вечные" эстетич. ценности, а идейному
и формальному строю художеств, течений, захваченных поисками непосредств.
соответствия современности, идеальность образов, их вневременность, "очищенность"
от всего конкретно-исторического, строгость и величавость форм. При этом
H. обнаруживает немало общих отправных точек с неоромантизмом, хотя порой
и оказывается его антитезой. Развитие и творческое осмысление классич.
традиций как бы выявляет историч. преемственность этапов художеств, процесса.
В то же время механич. применение классич. формальных приёмов, тенденциозная,
нарочитая интерполяция классич. мотивов (в иск-ве 20 в. нередко официально
инспирированные) приводят к созданию схематичных, безжизненных или псевдовозвышенных,
помпезных произведений.


В архитектуре выделяются три периода
наиболее широкого распространения неоклассич. течений, связанных б. ч.
с традициями классицизма: первый, начавшийся ок. 1910 и в ряде стран продолжавшийся
до сер. 20-х гг.; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся
в кон. 50-х гг. В первый период логика организации классич. формы и её
лаконизм выдвигались в противовес формальному произволу и избытку декора
в архитектуре эклектики и "ло-дерна". В ряде стран H. этого времени
использовал конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал
в себе определённые рационалистич. тенденции (О. Перре и T. Гарнье во Франции,
П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, Г. Асплунд в Швеции
и др.). В рус. архитектуре 1910-х гг. H. получил более ретроспективную
окраску, преобладающим здесь было стремление утвердить осн. принципы архит.
классики (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и др.); в те же годы
к стилизации классич. мотивов обратились и представители рус. "модерна"
(Ф. О. Щехтель, Ф. И. Лидваль и др.). В США и Великобритании H. 10-20-х
гг. развивался преим. в офиц. архитектуре, отличаясь парадной представительностью
и подчёркнутой монументальностью (напр., памятник А. Линкольну в Вашингтоне,
1914-22, арх. Г. Бэкон; илл. см. т. 4, стр. 343). В 30-е гг. средства H.
широко использовались в архитектуре Италии и Германии для создания преувеличенно
монументальных, подавляющих человека сооружений, служивших целям пропаганды
фаш. идеологии (Университетский городок в Риме, 1930-35, арх. M. Пьячентини;
Дом иск-ва в Мюнхене, 1933-37, арх. П. Л. Трост; Имперская канцелярия в
Берлине, 1938, арх. А. Шпе-ер, разрушена в 1945). В этих постройках H.
был приведён к подчинённым строгой симметрии, застывшим, огрублённым формам.
С кон. 50-х гг. H. развивался преим. в архитектуре США (т. н. H. 60-х гг.),
чему способствовало стр-во по офиц. программе (предусматривавшей определённый
стилистич. характер сооружений) ок. 50 зданий дипломатич. служб США в разных
странах. Для этого направления характерны сочетание нек-рых композиц. приёмов
классицизма с формами, диктуемыми совр. конструкциями, имитация дорогих
материалов, нередко - введение в постройки за пределами США элементов,
внешне ассоциирующихся с местной архит. традицией (посольства США: в Дели,
1958, арх. Э. Стоун, Лондоне, 1960, арх. Э. Сааринен, Афинах, 1957-61,
арх. В. Гропиус, и др.). Наиболее значит, сооружение неоклассич. направления
в офиц. и коммерч. архитектуре США - Линкольн-сентер в Нью-Йорке (60-е
гг., арх. Ф. Джонсон, У. Харрисон, M. Абрамович, Э. Сааринен), здания к-рого
образуют чёткое и симметричное обрамление прямоугольной площади. Принципы
H. нашли также известное отражение в сов. архитектуре 2-й пол. 30-х - нач.
50-х гг.


В изобразительном искусстве термин
"H." охватывает гораздо более широкий круг явлений, чем в архитектуре,
и применяется по отношению к более разнородным художеств, течениям. Здесь
особенно остро выразилось желание противопоставить внутр. гармонию классических
образов трагической дисгармонии современной жизни, идейному и стилистическому
брожению в искусстве.


Нек-рые предвосхищающие H. моменты
ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с сер. 19 в.). Однако впервые
о H. как об относительно целостном явлении можно говорить применительно
к т. н. неоидеализму, окончательно сложившемуся к кон. 1870-х гг. в Германии.
Полемизируя как с академич. эклектикой и натурализмом, так и с реализмом,
следуя "вечным" идеалам красоты, "неоидеалисты" (живописцы А. Фейербах
и X. фон Маре, скульптор А. Хильдебранд и др.) стремились возродить (хотя
это нередко осуществлялось в отвлечённо-рассудочной форме) монументальность
и пластич. чёткость классич. иск-ва. В области эстетики это стремление
обосновывалось в соч. К. Фидлера, считавшего задачей иск-ва преодоление
"хаоса" действительности, формотворчество как выражение особой "формы видения"
художника. Большое распространение H. получил в кон. 19 - нач. 20 вв.,
явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал
в общем русле определённые позднеакадемич. тенденции, в той или иной степени
программное следование принципам антич. иск-ва (причём не столько периода
классики,
сколько
архаики),
реже - иск-ва Возрождения (опять-таки не столько Высокого, сколько
Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое)
со стилистикой "модерна". Термин "Н." в разной мере применим к творчеству
или к отд. сторонам творчества таких мастеров кон. 19 - 1-й пол. 20 вв.,
как скульпторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, Г. Вигеланн в Норвегии,
К. Миллес в Швеции, К. Нильсен в Дании, И. Мештрович в Югославии, Ф. Мессина
в Италии, С. T. Конёнков, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров в России, живописцы
Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Пюви де Шаванн и M. Дени во Франции, Л. С. Бакст,
В. А. Сепов, A. E. Яковлев, В. И. Шухаев, К. С. Пет-ров-Водкин в России.
Причастность к H. обнаруживают и течения в изобразит, иск-ве 20-30-х гг.,
возникшие как реакция соответственно на
экспрессионизм, футуризм, кубизм',
"новая вещественность
" в Германии (А. Канольдт и др.), оказавшая в
30-е гг. влияние на регионализм в США (Г. Вуд и др.); претерпевшая
в 20-е гг. эволюцию "метафизическая живопись"в Италии (Дж. Де Кирико,
Ф. Казорати и др.); "неоэнгризм" П. Пикассо во Франции, отличавшийся от
перечисл. течений своей гуманистически-идиллич. тональностью и в большей
мере повлиявший на характер H. др. европ. школ. Так же, как и в области
архитектуры, арсенал художеств, средств H. использовался офиц. иск-вом
фаш. режимов для создания ложномонументальных, безжизненно-холодных либо
напыщенно-патетич. образов, воплощающих культ гос. мощи и "героя-сверхчеловека"
(живописцы А. Фуни, M. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др.
в Германии).


Применительно к литературе термином
"Н." в советской науке строго обозначают сравнительно узкие течения (нач.
1890-х - сер. 1900-х гг.), эстетически аналогичные H. в изобразит, иск-ве
рубежа 19 и 20 вв. (во Франции - т. н. романская школа во главе с Ш. Морисом
и Ж. Мореасом, в Германии - творчество П. Эрнста, В. Шольца, С. Люблинского).
Различных по социально-политич. устремлениям писателей-неоклассиков объединяют
родственные принципы эстетики и поэтики: отрицат. реакция как на натурализм
(его демократич. героя, заземлённого, детерминированного средой и натурой),
так и на франц. символизм и нем. неоромантизм (их пессимизм, надломленность,
субъективизм, эмоциональную растерзанность, фантастичность, формальные
изыски); ориентация на антич. трагедию и классицизм (их утверждение надличной,
объективной, абсолютной нравств. ценности, героич. стоицизм персонажей,
ясность и "благородство" стиля, строгость и "необходимость" в построении
сюжета); опора на "незыблемые" традиции классич. европ. культуры в противовес
декадансу и прозаичной реальности; и одновременно - разрыв с традициями
критич. реализма. Своеобразной разновидностью H. в 30-е гг. явилось также
течение "новый гуманизм" в лит-ре США.


В широком смысле H. называют идейно-стилистич.
принцип (неоднократно возникавший в 19-20 вв. после эпохи классицизма),
основанный на использовании антич. образов и мотивов, сюжетов и конфликтов;
обычно ему присуща традиц. пластич. законченность и ясность поэтич. языка.
В различных странах и в разные эпохи H. обретал разнообразный идейно-художеств.
смысл (ср.: анакреонтич. поэзия К. H. Батюшкова и А. С. Пушкина, антологич.
стихи A. H. Майкова и H. Ф. Щербины, символистские стихи, драмы, историко-культурологич.
эссе В. И. Иванова и "античные" драмы И. Ф. Анненского или романтич. эллинизм
А. Шенье, творчество ряда поэтов "Парнаса", экзистенциалистская
драма Ж. П. Сартра и Ж. Ануя).


H. в музыке, возникновение к-рого было
обусловлено теми же предпосылками, что и в др. иск-вах, не представляет
целостного направления; можно говорить лишь об отд. его проявлениях у тех
или иных композиторов. Непосредственно подошёл к H. в своих последних произв.
M. Регер. Возглавил направление H. в нем. музыке П. Хиндемит. Определённую
дань этому течению отдал в 1920-е гг. И. Ф. Стравинский (опера-оратория
"Царь Эдип", 1927; балеты - "Пульчинелла" на темы Перголези, 1919, "Аполлон
Мусагет"на темы Люлли, 1927, "Поцелуй феи" на темы Чайковского, 1928; "Симфония
псалмов", 1930; октет, 1923; и др.); неоклассич. тенденции ясно проступают
также в отдельных относящихся к 20-м гг. сочинениях представителей франц.
"шестёрки" (Д. Mийо, А. Онеггер, Ф. Пуленк и др.), О. Респиги и нек-рых
др. композиторов. Произв. неоклассич. характера очень близки к стилизации;
в то же время подражание старинной музыке сочетается в них с модернизацией
муз. языка, применением, наряду с архаическими, совр. средств муз. выразительности.
В целом неоклассич. тенденции противоречивы в своей сущности. С одной стороны,
в неоклассич. произв. возрождаются ясность, организованность, логика старых
муз. стилей; с другой - H. зачастую ведёт к холодному, формальному подражательству,
к искусственному возрождению устаревших приёмов.


Лит.: Колпинский Ю., Фашизм
и монументальное искусство, "Искусство", 1934, №4; Дурус А , К вопросу
о художественной политике немецкого фашизма, там же, 1934, № 5; P е м п
е л ь Л. И., Архитектура послевоенной Италии, [M., 1935]; Грабарь-Пассек
M. E., Античные сюжеты и формы в западно-европейской литературе, M., 1966;
Б е н у a A. H., Русский неоклассицизм. Возрождение классики, в кн.. Александр
Бенуа размышляет..., M., [1968]; Б о р н с о в a E. А., Неоклассицизм,
в кн.: Борисова E. А. и Каждая T. П., Русская архитектура конца 19 - начала
20 века, M., 1971; Мачульский Г. К., Неоклассицизм 60-х годов (Филипп Джонсон),
в сб.: Архитектура современного Запада, M., 1973; Рейнгардт Л., "Новая
вещественность" и риджионализм, в сб.: Модернизм, M., 1973; Denis M., Theories.
1890 - 1910 ., 3 ed., P., 1913; его же, Nouvelles theories. 1914-1921,
P., 1922; Hitchcock А., Architecture: nineteenth and twentieth centuries,
Harmondsworth - [a. p.], 1958; Stone E. D., The evolution of an architect,
N. Y., 1972. А. В. Иконников (H. в архитектуре).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я