НЕОКОНФУЦИАНСТВО

НЕОКОНФУЦИАНСТВО идеалистич.
школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сун (10- 13
вв.). H. сформировалось в процессе борьбы с буддизмом и даосизмом, подвергаясь
в то же время их влиянию. Ранними предшественниками H. можно считать писателя
и философа 8-9 вв. Хань Юя и его ученика Ли Ao, к-рые поставили задачу
обновления и дальнейшего развития конфуцианства с целью преодоления
влияния даосского и буддийского учений в Китае. В отличие от раннего конфуцианства
с его гл. обр. этико-политич. концепциями, в H. значит, место занимают
вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Один из основателей H.
мыслитель 11 в. Чжоу Дунь-и, или Чжоу-цзы, выдвинул понятие "великого предела"
(тай цзи) как первоосновы мира. Этому абсолютному "великому пределу " подчиняется
мир природы и мир этич. отношений как единая система, как две стороны единого
целого. Учение Чжоу-цзы восприняли и развивали Чжан Цзай и братья Чэн Хао
и Чэн И. Наиболее видным представителем H. был крупный сунский учёный 12
в. Чжу Си - комментатор, историк, философ-дуалист. Он привёл в систему
основные философские представления своих предшественников. Чжу Си считал,
что "великий предел" содержит два начала (идеальное бестелесное "ли" и
материальное "ци"),признавая "ли" предшествующим всему и возвышающимся
над всем, но могущим существовать только с "ци". Виднейшим представителем
субъективно-идеалистич. направления H. считают философа конца 15 - нач.
16 вв. Ван Ян-мина, к-рый идею Конфуция и Мэн-цзы о врождённости знаний
дополнил утверждением о том, что мир является порождением сознания.


H. поддерживало реакц. концепцию древнего
конфуцианства о незыблемости существующих социальных порядков, о естественном
характере разделения людей на высших и низших, на "благородных мужей" и
"мелких людишек". Неоконфуцианцы пересмотрели толкование осн. свода конфуцианской
канонич. лит-ры - "Пятикнижия" ("У цзин"). По предложению Чжу Си новым
конфуцианским каноном было провозглашено "Четверокнижие" ("Сы шу").


В кон. 13 - нач. 14 вв. H. стало офиц.
идеологией. H. сохраняло своё господствующее положение в филос. и обществ.-политич.
мысли Китая до нач. 20 в. Оно оказало большое влияние на филос. взгляды
в Японии, Корее и Вьетнаме.


Лит. см. при ст. Конфуцианство.

Л. И. Думан.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я