НЕОПЛАТОНИЗМ

НЕОПЛАТОНИЗМ идеалистич. направление
античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых
элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Осн.
содержание H. сводится к разработке диалектики платоновской триады -"единое",
"ум" (нус), "душа". Первая онтологич. субстанция (ипостась) этой
триады для заполнения разрыва между непознаваемым "единым" и познаваемым
"умом" дополнялась возникшим из переработки старого пифагореизма учением
о числах, к-рые трактовались как первое докачественное расчленение "единого".
Вторая-"ум", представленная у Платона лишь в виде отд. намеков, разрабатывалась
неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космич. "уме" - перводвигателе
и о его самосозерцании, в силу к-рого он выступал одновременно и субъектом,
и объектом ("мышлением мышления") и содержал в себе свою собственную "умственную"
материю. Учение о "душе" на основе платоновского "Тимея" и тоже под влиянием
как Аристотеля, так и древнего пифагореизма доводилось в H. до учения о
космич. сферах. Последнее излагалось с большими подробностями и давало
картину действия "мировой души" во всём космосе. T. о., H. как идеалистич.
филос. система сводится к учению об иерархии, строении бытия и к конструированию
его ступеней, последовательно возникающих путем постепенного ослабления
первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: "единое", "ум",
"душа", "космос", "материя". Для учения о внутри-космич. телах H. привлёк
теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (формах вещей) и
Энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), а также о потенции
и энергии. На H. оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве
мирового первоначала (огня) с внутр. Я человека, однако H. мог родиться
только из решительного преодоления вульгарно-материалистич. черт стоицизма,
натуралистически-пан-теистич. тенденции стоич. интерпретации наследия Платона.


Неоплатоники много внимания уделяли
логич. дедукциям, определениям и классификациям, математич., астро-номич.,
натурфилософским и физич. построениям, а также филологич., историч. и комментаторским
изысканиям. Эта особенность все бочьше развивалась по мере эволюции H.,
достигнув схоластич. систематики всего тогдашнего филос. и науч. знания.
В целом H. явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать
всё достояние антич. философии для борьбы с христ. монотеизмом.


Основателем H. в 3 в. явился Плотин
(ученик
Аммония Саккаса), учение к-рого было продолжено его учениками Амелием и
Порфирием.
Эта
римская школа H. отличалась спекулятивно-теоретич. характером и занималась
по преимуществу конструированием осн. платоновской триады. Сирийская школа
H. (4 в.), основанная Ямвлихом, во-первых, в систсматич. форме осмысляла
антич. мифологию, а, во-вторых, большее внимание стала обращать на религ.-магич.
практику, изъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства,
оракулов, мистерий, астрологии и эк-статич. восхождения в сверхчувственный
Мир. К этой школе относились также Феодор Азинский, Сопатр, Дексипп. К
пергамской школе H. (4 в.), основанной Эдесием Каппадокийским, принадлежали
император Юлиан и Саллюстий. В дальнейшем H. всё более занимается комментированием
Платона и Аристотеля. Афинская школа H. (5-6 вв.) была основана Плутархом
Афинским, продолжена Сирианом Александрийским и завершена
Проклом.
Крупными
представителями этой школы были также Марин, Исидор, Дамаский и Симпликий.
Александрийская школа H. (4-5 вв.) больше других оказалась погруженной
в ком-ментаторство Платона и Аристотеля. К ней относятся: Гипатия, Синезий
Кирен-ский, Гиерокл и др. Одновременно с греч. неоплатониками выступали
и лат. неоплатоники (4-6 вв.): христианин Марий Викторин, противник христианства
Ma-кробий и др. В 529 имп. Юстиниан запретил изучение языч. философии и
распустил Академию платоновскую в Афинах, бывшую последним оплотом
языч.H.


Идеи H. не погибли вместе с крушением
антич. общества. Уже в конце античности H. вступает в сложное взаимодействие
с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом. H. оказал
значит, воздействие на развитие арабской философии (аль-Кинди, аль-Фа-раби,
Ибн Сина).


Христ. H. в наиболее яркой форме проявился
в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии
Прокла. В византийской философии идеи H. получили большое распространение
уже в период ранней патристики (4 в.) благодаря деятельности представителей
т. н. каппадокийской школы - Василия Великого, Григория Назианзи-на
и
Григория
Нисского,
ставших на путь христианизации H. Видную роль в распространении
идей H. сыграл Максим Исповедник. В 11 в. идеи H. в более светской
и рационалистич. форме проводил Михаил Пселл.


Под глубоким влиянием идей H. находился
Августин.
Нек-рые
черты H. можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католич. церкви,
как, напр., Анселъм Кентерберийский. Пан-теистич. характер неоплатонич.
традиция приобретает у философов шартрской школы. От ортодоксально-католич.
линии резко отличается филос. система
Иоанна Скота Эриугены, к-рьщ
переводил Арео-пагитики на лат. яз. и широко использовал идеи H., впадая
в прямой пантеизм. В этой связи необходимо подчеркнуть, что осн. теоретич.
источником пантеизма, как и неортодоксальной мистики в зап. философии средневековья,
был именно H. (напр., уже у Амори Шартрского и Давида Динанского).


К концу средневековья сильное влияние
H. сказалось в нем. мистике 14 - 15 вв. (Мейстер Экхарт, И. Таулер,
Г. Сузо, Ян Рёйсбрук и анонимный трактат "Немецкое богословие"). Пантеистич.
и рационалистические тенденции H. выявились у таких представителей философии
Возрождения, как Николаи Ky-ванский, Г. Плифон и M. Фичино.


Большой шаг в сторону секуляризации
H. был сделан в итал.-нем. натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс,
Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, T. Кампанелла и Дж. Бруно). О влиятельности
H. в 17 - нач. 18 вв. свидетельствует школа кембриджских платоников
(P.
Кедворт и др.). Нем. идеализм конца 18 - нач. 19 вв. опирался на идеи H.,
особенно в лице Ф. В. Шеллинга, а также и Г. Гегеля, к-рый был первым историком
философии, адекватно изложившим H. в своей "Истории философии" (см. Соч.,
т. 11, М.-Л., 1935, с. 35-76). Воздействие H. на идеализм 19-20 вв. можно
проследить прежде всего у таких рус. философов, как В. С. Соловьёв, С.
H. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонич. элементы и тенденции
прослеживаются и в ряде различных направлений совр. бурж. философии.


Лит.: Б рилл пантов А., Влияние
восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены,
СПБ, 1898; Епифанов и ч С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское
богословие, К., 1915; Блонский П. П., Философия Плотина, M., 1918; История
философии, т. 1, M., 1940; Л о с е в А. Ф., Философская проза неоплатонизма,
в кн.: История греческой литературы, т. 3, M., 1960, с. 379 - 98; D u h
е га Р._, La physique neopla-tonicienne au moyen-age, Louvain, 1910: Baeumker
Cl., Der Platonismus im Mit-telalter, Munch., 1916; C a s s i г е г Е.,
Individuum und Kosmos in der Philosophic der Renaissance, Lpz.- B., 1927;
H e n-r у P , Plotin et !Occident, P., 1934; Whit-taker Th., The Neo-Platonists,
2 ed., with a supplem. on the commentaries of Pro-clus, Camb., 1938; K
1 i b a n s k у R., The continuity of the Platonic tradition during the
middle ages, L., 1939; Hoffman E., Platonismus und christliche Philosophic,
Z.-Stuttg., 1960; Merlan Ph., From platonism to neoplatonism, 2 ed., The
Hague, 1960; T h e i 1 e r W., Forschungen zum Neu-platonismus, B., 1966;
Platonismus in der Phi-Iosophie des, Mittelalters, Darmstadt, 1969; Le
neoplatonisme, P., 1971. См. также лит. при ст. Платонизм. А. Ф. Лосев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я