НЕПОДВИЖНОЙ МАСКИ МЕТОД
один
из видов комбинированной киносъёмки (или фотосъёмки), основанный
на экспонировании кадра по частям с помощью маски и контрмаски, неподвижных
по отношению к кадровому окну аппарата. В художеств, кинематографии Н.м.м.
применяется для съёмки одного актёра в неск. ролях, соединения части естеств.
объекта в кадре с рисунком или макетом, соединения различных элементов
объекта и т. д., в фотографии - для получения фотошуток в виде "двойников",
"близнецов" или совмещения в одном изображении объектов, находящихся в
разных местах. Маска представляет собой светонепроницаемую чёрную заслонку,
перекрывающую от экспонирования часть кадра. Её применяют в сочетании с
контрмаской, к-рая при вторичной съёмке перекрывает ранее экспонированную
часть кадра и оставляет открытой неэкспонированную. Необходимое условие
при такой съёмке - точное совмещение границы маски с границей контрмаски.
Для получения кадра с последующей дорисовкой или домакеткой сначала (с
маской) снимается объект с актёрами, а затем (с контрмаской) - рисунок
или макет.
В фотографии маской и контрмаской пользуются
при проекционной печати, напр, с одного негатива печатается изображение
пейзажа на часть листа фотобумаги (остальную часть перекрывает маска),
а со второго негатива (с контрмаской) - изображение объектов, снятых в
др. месте или в др. время.
Лит.: Плужников Б. Ф., Занимательная
фотография, 2 изд., M., 1967; Комбинированные киносъёмки, M., 1972.
Б. Ф. Плужников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я