НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА
в
СССР и др. социалистич. гос-вах конституционный принцип, гарантируемый
законом. Депутаты Верх. Совета СССР, Верх. Советов союзных и авт. республик
не могут быть привлечены к уголовной ответственности или подвергнуты мерам
адм. взыскания, назначаемым в суд. порядке, без согласия соответствующего
Верх. Совета (а в период между сессиями - без согласия его Президиума).
Депутат местного Совета на территории соответствующего Совета не может
быть привлечён к той же ответственности и подвергнут тем же мерам взыскания
без согласия соответствующего Совета, а в период между сессиями - без согласия
его исполкома.
В бурж. гос-вах депутат обладает неприкосновенностью
в течение срока своих полномочий либо только во время сессий парламента.
Этот принцип включает привилегию неответственности (предполагает свободу
выражения мнений, голосования на пленарных заседаниях палат и в парламентских
комитетах и комиссиях, распространения парламентских отчётов и иных парламентских
документов) и т. н. парламентский иммунитет, означающий, что депутат не
может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции парламента
или соответствующей палаты, за исключением тех случаев, когда он задержан
на месте совершения преступления.
Кроме того, депутат парламента обычно
имеет особый, привилегированный правовой статус, к-рый предполагает частичное
изъятие депутата из сферы действия права (напр., из общей гражд. юрисдикции)
и наделение его некоторыми дополнит, правами. Пределы парламентской неприкосновенности
регулируются конституциями, регламентами палат или конституц. обычаями,
конституц. и парламентской практикой.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я