НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА
совокупность
отраслей нар. х-ва, удовлетворяющих разнообразные, кроме произ-ва материальных
благ, потребности людей и общества в целом. Эти потребности сводятся к
организации и осуществлению обмена, распределения и потребления материальных
благ, к произ-ву духовных благ и всестороннему развитию личности, включая
охрану и укрепление здоровья людей. Кроме этого, H. с. удовлетворяет социальные
потребности человека и общества в целом как единого обществ, организма.
ЦСУ и Госплан СССР относят к H. с.: жилищно-комму-нальное и бытовое обслуживание
населения; пассажирский транспорт; связь (по обслуживанию орг-ций и непроизводств,
деятельности населения); здравоохранение, физич. культуру и социальное
обеспечение; просвещение; культуру; искусство; науку и науч. обслуживание;
управление; обществ, орг-ций.
Большой удельный вес по числу занятых
в H. с. занимают такие отрасли, как просвещение, культура, здравоохранение,
производящие специфич. предметы потребления, к-рые К. Маркс назвал услугами.
Эти
предметы потребления, не имеющие вещной формы, используются в процессе
их произ-ва. Поскольку они не принимают вещной формы, то не могут накапливаться
и тем самым участвовать в образовании национального дохода, но входят
в фонд личного потребления общества.
Труд работников, оказывающих услуги,
воздействует непосредственно на человека. Он участвует в воспроизводстве
рабочей силы, в к-ром постоянно возрастают затраты на удовлетворение духовных
потребностей. Однако труд работников просвещения, культуры, здравоохранения,
участвуя в воспроизводстве рабочей силы, не входит в издержки её воспроизводства.
В последние включаются затраты труда работников материального производства
на
удовлетворение их потребностей в образовании, культуре, мед. помощи. В
обмен на эту часть необходимого продукта работники материального произ-ва
получают полезный эффект труда работников H. с. В отличие от продукта материального
произ-ва, полезный эффект труда работников H. с., особенно просвещения,
культуры и т. д., имеет.социальную окраску. Если по вкусу пшеницы невозможно
узнать, кто её производил - раб или свободный наёмный рабочий,- то просвещение
и культура предполагают как необходимый элемент определённую идеоло-гич.
направленность. Труд работников H. с., если он организован в господствующей
форме производств, отношений и реализует цель способа произ-ва, выступает
как производительный труд.
Развитие H. с. зависит от уровня производительности
труда работников материального произ-ва. Чем он выше, тем большими возможностями
располагает общество в выделении трудовых и материальных ресурсов в H.
с. Так, в странах с различным уровнем развития производит, сил, но с одинаковой
занятостью в H. с. структура отраслей резко отличается. Страны с высоким
уровнем развития имеют и более прогрессивную структуру H. с.
Характер и масштабы H. с. определяются
системой господствующих производств, отношений. В капиталистич. странах
высокий уровень развития H. с.- следствие не только развития производит,
сил, но и паразитизма капитализма. Об этом свидетельствует чрезмерное разбухание
таких отраслей H. с., как торговля (реклама и т. п.), управление, кредит,
финансы и др. H. с. здесь возрастает и за счёт военно-полицейского аппарата
гос-ва, с помощью которого монополистич. буржуазия стремится сохранить
капиталистический строй. Относительно незначит. суммы идут в такие отрасли
H. с., как здравоохранение, просвещение и т. п. Развитие H. с. подчинено
осн. экономич. закону капитализма - произ-ву и присвоению прибавочной стоимости.
Бурж. экономич. наука включает H. с. в инфраструктуру.
В социалистич. странах развитие H.
с. направлено на повышение благосостояния трудящихся и всестороннее развитие
личности. С прогрессом общества в ходе обмена деятельностью с материальным
про-из-вом H. с. оказывает возрастающее влияние на развитие производит,
сил, на повышение производительности обществ, труда.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, гл. 4; Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1971;
Кузнецов А. Д., Развитие производственной и непроизводственной сфер в СССР,
M., 1966; Агабабьян Э. M., Экономический анализ сферы услуг, M., 1968;
Медведев В. А., Общественное воспроизводство и сфера услуг, M., 1968; РутгайзерВ.
M., Экономические проблемы развития непроизводственной сферы в СССР, M.,
1971; Солодков M. В., Полякова T. Д., Овсянников Л. H., Теоретические проблемы
услуг и непроизводственной сферы при социализме, M., 1972; П р а в д и
н Д.И., Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование, M., 1973.
M.
В. Солодков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я