НЕФТЕПРОВОД
комплекс сооружений
для транспортировки нефти и продуктов её переработки от места их добычи
или производства к пунктам потребления или перевалки на ж.-д. либо водный
транспорт. В состав H. входят подземные и подводные трубопроводы, линейная
арматура, головные и промежуточные нефтеперекачечные насосные станции,
нефтехранилища, линейные и вспомогательные сооружения.
По магистральным H. нефть и нефтепродукты
транспортируются на значит, расстояния, нередко до 2000 км и более.
Диаметр магистрального H. от 200 до 1220 мм, давление, как правило,
5-6 Мн/смг (50-60 кгс/сл2). Подводящие H.
предназначаются для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения
магистральных H. и нефте-продуктопроводов с нефтеперерабатывающих з-дов
на головные сооружения магистральных нефтепродуктопроводов; они имеют протяжённость
до неск. десятков км. Промысловые, заводские и нефтебазовые трубопроводы
предназначены для внутр. перекачек.
Осн. параметры магистрального H.: протяжённость,
производительность, диаметр, давление и число перекачечных станций. Первые
два параметра задаются, остальные определяются расчётом. Для сооружения
H. применяют трубы из углеродистой и низколегированной стали, в основном
сварные, с продольным и спиральным швами. При расчёте магистрального H.
большое значение имеют вязкость и плотность перекачиваемых нефти и нефтепродуктов.
Для предохранения труб от почвенной коррозии и блуждающих токов применяют
антикоррозийную изоляцию и электрохим. методы защиты: катодную защиту,
электрополя-ризованные протекторы, электродренаж. По всей длине H. устанавливаются
линейные секущие задвижки. Расстояние между задвижками определяется в зависимости
от рельефа местности, но составляет не более 20 км. При перекачке
высоковязкой и высокозастывающей нефти применяют её подогрев на перекаченных
станциях и промежуточных пунктах подогрева. Стоимость строительства магистральных
H. окупается в относительно короткие сроки (обычно 2-3 года).
Первый H. дл. 6 км сооружён в США
в 1865. H. большей длины начали строить в США в 1875. Первый H. в России
проложен в 1878 в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а
в 1897 -1907 был построен по проекту В. Г. Шухова самый большой в то время
в мире по протяжённости магистральный продуктопровод Баку - Батуми диаметром
200 мм и дл. 835 км с 16 перекачеч-ными станциями, к-рый
продолжает эксплуатироваться.
Развитие нефтепроводного транспорта в СССР
связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирской АССР и Тат. АССР
и Куйбышевской обл. РСФСР. К 1941 в эксплуатации находилось 4100 км
магистральных
трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с суммарной годовой
производительностью 7,9 млн. т. Макс, диаметр составлял 300мм.
Общая
протяжённость магистральных H. к 1956 возросла до 11,5 тыс. км, а в
1966
достигла 29 тыс. км. Действующая сеть магистральных H. развивалась
в 3 осн. направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск
- Иркутск) дл. 8527 км (H. и про-дуктопроводов); северо-западное
(Альметьевск - Горький -Ярославль - Кири-ши с ответвлением на Рязань и
Москву) дл. более 1700 KM', юго-западное (от Альметьевска до Куйбышева
и далее H. "Дружба" с ответвлением на Полоцк и Вентспилс)протяжённостыо
более 3500 км. С открытием новых нефт. месторождений на Юж. Мангышлаке
и в Тюменской обл. сооружены уникальные H.: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром
1020 мм, дл. 1500 км для перекачки высоковязкой и высокозастывающей
мангышлакской нефти с путевым подогревом ("горячий" H.); Усть-Балык - Омск
диаметром 1020 мм, дл. 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское
- Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяжённостью 840 км;
Усть-Балык
- Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяжённостью
1844 км, второй трубопровод "Дружба" (см. карту). Общая протяжённость
H. в СССР составляет 42,9 тыс. км (1973). Характерная особенность
развития нефтепроводного транспорта в СССР - увеличение удельного веса
H. большого диаметра (на 1 июня 1973):
Диаметр труб,
мм |
Протяжённость
нефтепроводов, км |
до 200
|
1485
|
250-300
|
4769
|
350-400
|
2509
|
500-600
|
9262
|
700-800
|
11174
|
1000
|
4764
|
1220
|
2684
|
Протяжённость крупных систем нефтепроводов
в США, тыс. км
"Сервис пайп
лайн" |
22,68
|
"Хамбл пайп лайн"
|
18,9
|
"Колониал"
|
4,68
|
"Магнолия пайп
лайн" |
19,5
|
"Бакай пайп лайн"
|
12,8
|
"Синклер пайп
лайн" |
15,3
|
Северная Америка
|
|
Канада
|
20,6
|
Мексика
|
9,5
|
Южная Америка
|
|
Аргентина
|
6,55
|
Боливия
|
3,49
|
Бразилия
|
2,37
|
Венесуэла
|
4,97
|
Колумбия
|
4,45
|
Западная Европа
|
|
Австрия
|
0,64
|
Великобритания
|
2,36
|
Испания
|
2,07
|
Италия
|
4,06
|
Нидерланды
|
1,25
|
Франция
|
3,86
|
ФРГ
|
3,13
|
Ближний и Средний
Восток |
|
Бахрейн
|
0,2
|
Израиль
|
0,78
|
Ирак
|
5,65
|
Иран
|
3,53
|
Катар
|
0,42
|
Кувейт
|
0,85
|
Нейтральная зона
|
0,22
|
Саудовская Аравия
|
3,85
|
Сирия
|
1,18
|
Турция
|
2,24
|
Африка
|
|
Алжир
|
4,69
|
АPE
|
0,43
|
Ливия
|
3,05
|
Нигерия
|
0,83
|
Тунис
|
0,74
|
ЮАР
|
2,24
|
Юж. Родезия и
Мозамбик |
0,83
|
Юго-Восточная
Азия, Австралия и Дальний Восток |
||
Австралия
|
1,28 | |
Бирма
|
0,48 | |
Индия
|
3,93 | |
Индонезия
|
1,86 | |
Япония
|
0,86 | |
Лит.: Яблонский В. С., Б е л оу
с о в В. Д, Проектирование нефтегазо-проводов, M., 1959; Попов С. С., Транспорт
нефти, нефтепродуктов и газа, 2 изд., M., 1960. В. П. Ефремов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я