НЕФТЕПРОВОД

НЕФТЕПРОВОД комплекс сооружений
для транспортировки нефти и продуктов её переработки от места их добычи
или производства к пунктам потребления или перевалки на ж.-д. либо водный
транспорт. В состав H. входят подземные и подводные трубопроводы, линейная
арматура, головные и промежуточные нефтеперекачечные насосные станции,
нефтехранилища, линейные и вспомогательные сооружения.



По магистральным H. нефть и нефтепродукты
транспортируются на значит, расстояния, нередко до 2000 км и более.
Диаметр магистрального H. от 200 до 1220 мм, давление, как правило,
5-6 Мн/смг (50-60 кгс/сл2). Подводящие H.
предназначаются для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения
магистральных H. и нефте-продуктопроводов с нефтеперерабатывающих з-дов
на головные сооружения магистральных нефтепродуктопроводов; они имеют протяжённость
до неск. десятков км. Промысловые, заводские и нефтебазовые трубопроводы
предназначены для внутр. перекачек.


Осн. параметры магистрального H.: протяжённость,
производительность, диаметр, давление и число перекачечных станций. Первые
два параметра задаются, остальные определяются расчётом. Для сооружения
H. применяют трубы из углеродистой и низколегированной стали, в основном
сварные, с продольным и спиральным швами. При расчёте магистрального H.
большое значение имеют вязкость и плотность перекачиваемых нефти и нефтепродуктов.
Для предохранения труб от почвенной коррозии и блуждающих токов применяют
антикоррозийную изоляцию и электрохим. методы защиты: катодную защиту,
электрополя-ризованные протекторы, электродренаж. По всей длине H. устанавливаются
линейные секущие задвижки. Расстояние между задвижками определяется в зависимости
от рельефа местности, но составляет не более 20 км. При перекачке
высоковязкой и высокозастывающей нефти применяют её подогрев на перекаченных
станциях и промежуточных пунктах подогрева. Стоимость строительства магистральных
H. окупается в относительно короткие сроки (обычно 2-3 года).


Первый H. дл. 6 км сооружён в США
в 1865. H. большей длины начали строить в США в 1875. Первый H. в России
проложен в 1878 в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а
в 1897 -1907 был построен по проекту В. Г. Шухова самый большой в то время
в мире по протяжённости магистральный продуктопровод Баку - Батуми диаметром
200 мм и дл. 835 км с 16 перекачеч-ными станциями, к-рый
продолжает эксплуатироваться.


Развитие нефтепроводного транспорта в СССР
связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирской АССР и Тат. АССР
и Куйбышевской обл. РСФСР. К 1941 в эксплуатации находилось 4100 км
магистральных
трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с суммарной годовой
производительностью 7,9 млн. т. Макс, диаметр составлял 300мм.
Общая
протяжённость магистральных H. к 1956 возросла до 11,5 тыс. км, а в
1966
достигла 29 тыс. км. Действующая сеть магистральных H. развивалась
в 3 осн. направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск
- Иркутск) дл. 8527 км (H. и про-дуктопроводов); северо-западное
(Альметьевск - Горький -Ярославль - Кири-ши с ответвлением на Рязань и
Москву) дл. более 1700 KM', юго-западное (от Альметьевска до Куйбышева
и далее H. "Дружба" с ответвлением на Полоцк и Вентспилс)протяжённостыо
более 3500 км. С открытием новых нефт. месторождений на Юж. Мангышлаке
и в Тюменской обл. сооружены уникальные H.: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром
1020 мм, дл. 1500 км для перекачки высоковязкой и высокозастывающей
мангышлакской нефти с путевым подогревом ("горячий" H.); Усть-Балык - Омск
диаметром 1020 мм, дл. 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское
- Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяжённостью 840 км;
Усть-Балык
- Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяжённостью
1844 км, второй трубопровод "Дружба" (см. карту). Общая протяжённость
H. в СССР составляет 42,9 тыс. км (1973). Характерная особенность
развития нефтепроводного транспорта в СССР - увеличение удельного веса
H. большого диаметра (на 1 июня 1973):


















































Диаметр труб,
мм


Протяжённость
нефтепроводов, км


до 200


1485


250-300


4769


350-400


2509


500-600


9262


700-800


11174


1000


4764


1220


2684


H. развитых капиталистич. и развивающихся
стран представляют мощный вид транспорта нефти и нефтепродуктов. Первое
место занимают США, где сеть магистральных H. составляет ок. 70% протяжённости
трубопроводов капиталистич. стран мира. Из общей длины H. США трубы диаметром
100-500 мм составляют более 50%, трубы 900-мм и выше - всего
10-12%. В 1968 в США был построен первый магистральный H. диаметром 1000
мм
от
Нового Орлеана (Сент-Джеймс) до Патоки протяжённостью 1012
км.
Начато
(1974) строительство трубопровода диаметром 1220 мм
на расстояние
1260 км для транспортировки нефти от месторождений зал. Прадхо на
побережье Аляски (открытых в 1968) до г. Вал-диз. Гл. действующие магистральные
H. и трубопроводы США принадлежат крупнейшим нефтяным монополиям, охватывающим
ок. 90% трубопроводов по протяжённости и 70% по объёму перекачки нефти
и нефтепродуктов. Наиболее крупные системы H. построены в США. Значительно
позже, чем в США, началось строительство H. в др. капиталистич. странах.
В Зап. Европе в 1952 был построен H. Вадо-Лигуре - Трехате длиной 152 км,
в
1953 - Гавр - Париж (243 км), в 1963 - Л а вера - Карлсруэ (780
км),
в
1964 - Генуя - Ингольштадт (536 км). Наибольшая протяжённость H.
(в тыс. км)B странах Сев. Америки - 270, в странах Юж. Америки (включая
район Карибского м.) она составляет 23,59, в Зап. Европе-17,82, в странах
Бл. и Cp. Востока- 22,8, в Африке -15,34, на Дальнем Востоке и в Океании
- 8,87. Протяжённость H. в развитых капиталистич. и развивающихся странах
(1972) приведена ниже.


Протяжённость крупных систем нефтепроводов
в США, тыс. км






































"Сервис пайп
лайн"


22,68


"Хамбл пайп лайн"


18,9


"Колониал"


4,68


"Магнолия пайп
лайн"


19,5


"Бакай пайп лайн"


12,8


"Синклер пайп
лайн"


15,3


Протяжённость нефтепроводов в развитых
капиталистических (кроме США) и развивающихся странах, тыс.
км


























































































































































































































Северная Америка




Канада


20,6


Мексика


9,5


Южная Америка




Аргентина


6,55


Боливия


3,49


Бразилия


2,37


Венесуэла


4,97


Колумбия


4,45


Западная Европа




Австрия


0,64


Великобритания


2,36


Испания


2,07


Италия


4,06


Нидерланды


1,25


Франция


3,86


ФРГ


3,13


Ближний и Средний
Восток


Бахрейн


0,2


Израиль


0,78


Ирак


5,65


Иран


3,53


Катар


0,42


Кувейт


0,85


Нейтральная зона


0,22


Саудовская Аравия


3,85


Сирия


1,18


Турция


2,24


Африка




Алжир


4,69


АPE


0,43


Ливия


3,05


Нигерия


0,83


Тунис


0,74


ЮАР


2,24


Юж. Родезия и
Мозамбик


0,83




































































Юго-Восточная
Азия, Австралия и Дальний Восток


Австралия

1,28

Бирма

0,48

Индия

3,93

Индонезия

1,86

Япония

0,86

Совершенствование H. осуществляется благодаря
увеличению диаметра труб и улучшению их качества. Наиболее экономичными
считаются трубы диаметром 900-1000 мм и выше. Основное внимание
при эксплуатации H. уделяется повышению их пропускной способности путём
ввода новых промежуточных перекачечных станций, расширения и реконструкции
действующих объектов. Кроме того, действующие системы расширяются путём
прокладки вторых ниток и увеличения мощности насосных станций.


Лит.: Яблонский В. С., Б е л оу
с о в В. Д, Проектирование нефтегазо-проводов, M., 1959; Попов С. С., Транспорт
нефти, нефтепродуктов и газа, 2 изд., M., 1960. В. П. Ефремов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я