НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА творческое
направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на терр. Нидерландов исторических
и распространившееся в странах Зап. Европы (другие назв.- франко-флам.,
бургундск. и флам.). Ведущая композиторская школа эпохи Возрождения ознаменовала
расцвет вокально-хоровой полифонии и подытожила развитие англ, и
франц. вокального многоголосия 9 - нач. 15 вв. Сформировалась на основе
высокого профессионализма, художеств, достижений и нар. традиций передовой
муз. культуры Нидерландов. Условно хронологически делится на 3, иногда
на 4 школы, возглавлявшиеся великими композиторами-контрапунктистами Ж.
Беншуа, Г. Дюфаи (1-я, бургундск. школа, остальные - флам.), И. Окегемом
(служил при франц. дворе), Я. Обрехтом (работал в Нидерландах, Франции,
Италии), Жоскеном Депре (жил в Италии, Сев. Франции) и О. ди Лассо (Италия,
Франция, Англия, Бавария). В числе композиторов H. ш., работавших в др.
странах (основавших местные школы полифонии),- X. Изак, А. Вилларт, Я.
Аркадельт, Ф. ле Бель (учитель Палестрины), Л. Компер, А. Бюнуа, А. Брюмель,
H. Гомберт, Ж. Мутон, Я. Клеменс-"не папа", Ф. Вер дело, Ф. де Монте, К.
де Pope, П. де ла Рю. H. ш. разработала универсальные принципы полифонического
развития - сквозную имитацию и сложный контрапункт, основанные
на математических расчётах интервалов и геометрич. преобразованиях мотивов.
Главный "твёрдый напев"(кантцс фирмус), повторяемый при различных
его инверсиях-обращениях, давал цельность композициям, воплощая идею "единства
в многообразии" (философское представление о мироздании). Мастера H. ш.
развивали вокальную полифонию т. н. строгого стиля, виртуозно владея её
сложной техникой. Они писали церк. и светскую музыку - мессы, мотеты,
мадригалы,
полифонич. песни (шансоны, рондели, баллады и др.), в 16
в.- иногда и инструм. пьесы. Высшее достижение H. ш.- жанр хоровой мессы
а капелла. Одухотворённо-философская созерцательность и сложные "звуковые
архитектуры" месс, их полнозвучная мощь и впечатляющая сила воздействия
соответствовали величию го-тич. соборов, где они исполнялись. Глубокая
сосредоточенность и просветлённая вдохновенность музыки подчёркивалась
преобладанием светлых высоких регистров (хора мальчиков, муж. фальцетов),
плавным развёртыванием и гармоничным сочетанием различных мело-дич. линий,
красотой вариантов их прозрачного контрапунктирования (подобно палитре
чистых тонов, прозрачной ясности света и строгому изяществу линий на полотнах
Я. ван Эйка и др. нидерл. живописцев этой эпохи). Эмоциональность, изобразительность
и нар. основа светской музыки H. ш. запечатлела ренессансное богатство
человеч. чувств. Художеств, достижения H. ш. были результатом плодотворного
сочетания традиций средневекового религ.-философского иск-ва с гуманистич.
живой выразительностью и научно-эмпирическим конструктивизмом художеств,
мысли Возрождения. MH. музыканты H. ш. были также математиками и философами.
Отсюда скрытая символика их математически рассчитанных композиций, их "загадочные"
каноны

иносказаниями для разгадок - вычислений моментов и интервалов вступлений
голосов), сочетающиеся с новой выразит, эмоциональностью музыки, с широким
использованием популярных нар. мелодий даже в мессах. Законы полифонии
и новые выразит, средства, разработанные H. ш., открыли пути будущему развитию
инструм. музыки, но как стилевое явление H. ш. завершила период многовекового
господства церк. вокально-хоровых жанров и религ. мировоззрения в муз.
иск-ве Европы. MH. художеств, принципы H. ш. сохранили своё значение в
последующем развитии европейской музыки, не только полифонич., но и гомофонной
(см. Гомофония), и позднее додекафонной (см. Додекафония ).


Лит.: Грубер P. И., История музыкальной
культуры, т. 1, ч. 2, M., 1941, с. 305-468; Танеев С. И., Подвижной контрапункт
строгого письма, M-, 1959; Wolff H. С h г., Die Musik der alten Niederlander,
Lpz., 1956. Л. Г. Бергер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я