НИДЕРЛАНДЫ

НИДЕРЛАНДЫ

XIII. Литература



Древнейшим лит. памятником
на ни-дерл. яз. считаются т. н. Каролингские псалмы (9 в.). Первым крупным
писателем H. является Генрих фон Фельдеке (р. между 1140-50 -ум. ок. 1200
или 1210), создатель куртуазного стиля в нидерл. и нем. лит-pax. В творчестве
Г. де Гроте (1340-87) и И. Брюхмана (1400-73) содержатся мистич. идеи,
к-рые были формой протеста против католической церкви. Заметное место занимали
"Рифмованная хроника" (1305) Мелиса Стоке и новеллы Дирка Поттера (ок.
1370-1428) в духе итал. Возрождения. В Амстердаме и др. городах значительную
роль в лит.-театр. жизни в 14-16 вв. играли т. н. камеры риторов, или редерейкеров.
Известным исполнителем "спроков" и "бурде" (нидерл. фабльо) бил В. ван
Хилдегарс-берх (ок. 1350 - 1408). Идеи Возрождения в лит-ре H. наиболее
полное выражение нашли в творчестве Эразма Роттердамского: широкую
известность получила его сатира "Похвала глупости" (1509, азд. 1511). С
гуманистич. движением связаны также поэзия Я. ван дер Нота (1540 - ок.
1595), сатиры Ф. Марникса ван Синт-Алдегонде (1540- 1598), проза Д. В.
Корнхерта (1522-90), К. ван Мандера (1548-1606), X. Спигепа (1549-1612).
Лит-pa H. 12 - 16 вв. развивалась в русле нидерландской литературы.


17 в.- "золотой" век в культуре
H. Для творчества писателей этой эпохи, принадлежавших к разным лит. направлениям
(главным из к-рых был классицизм), характерно внимание к социальным
и этич. проблемам. В стихах A. Ba-лериуса (1575-1625, сб. "Памятные звуки
Нидерландов", опубл. 1626) выражены художеств, принципы нар. поэзии и песен
"гёзов". Писатель П. К. Хофт (1581 -1647) возглавлял т. н. "Мейден-ский
кружок", сыгравший важную роль в истории гуманистич. лит-ры 17 в. В развитии
нац. драматургии важное место заняло творчество С. Костера (1579- 1665).
Демократич. идеями проникнуты произведения Г. А. Бредеро (1585-1618) и
Я. Стартера (1594 - 1626). Кальви-нистско-мещанскую мораль выражал поэа
Я. Кате (1577-1660). Значит, явление - пирич. и дидактич. поэзия К. Хёйгенса
(1596-1687), отмеченная, однако, усложнённостью поэтич. слога. Контрастировали
с классицистич. драматургией пьесы Я. Фоса (ок. 1610 - 67), отличавшиеся
барочной высокопарностью стиля. Известностью пользовались романы И. ван
Хемскерка (1597-1656) и H. Хейнзиуса (1656-1718). Под влиянием пантеистич.
философии Б. Спинозы развивалась поэзия Я. Лёйкена (1649-1712). Центр,
место в истории лит-ры 17 в. занимало творчество поэта и драматурга И.
ван ден Вондела (1587- 1679), в к-ром взаимодействуют черты классицизма
и барокко. Его трагедия "Люцифер" (1654) - один из шедевров мировой лит-ры.


В лит-ре 18 в. наблюдается
ослабление нац.-демократич. традиций. Новые, бурж.-патрицианские идеалы
привели к эпигонскому следованию лит. образцам др. стран, особенно франц.
классицизму. В идейно-художеств. отношении значительной была драматургия
П. Ланген-дейка (1683-1756), опиравшегося на традиции Мольера. Особое место
занимает поэзия X. Пота (1689-1733), развивавшего нар.-демократпч. традиции.
Ю. ван Эффен (1684-1735) издавал журн. "De Hollandsche Spectator" (1731-35),
в к-ром, подражая англ, просветителям, подверг критике бюргерские нравы.
Братья D. ван Харен (1710-68) и О. 3. ван Харен (1713-79), испытавшие влияние
Вольтера, выступали с де-мократич. позиций. О. 3. ван Харен в трагедии
"Агон" (1769) осудил злодеяния нидерл. колониальных властей, а в ист. эпосе
"Гёзы" (1771) прославил восстание H. против Испании. Во 2-й пол. 18 в.
формируется сентиментализм, видным представителем к-рого был поэт P. Фейт
(1753-1824), автор романов "Юлия"· (1783) и "Фердинанд и Констанция" (1785).
Просветит, и критич. пафосом проникнуты семейно-бытовые романы "Сара Бюргерхарт"
(1782) и "Виллем Леевенд" (1784-85) Элиза-беты Волф-Беккер (1738-1804)
и Агье Декен (1741 - 1804), подражавших С. Ричардсону. Я. Беллами
(1757-86) - автор сб-ка патриотич. стихов "Песни Зеландуса об отчизне"
(1785). Эстетико-лит. соч. X. ван Алфена (1746-1803) и И. Кинкера (1764-1845)
подготовили дредромантич. течения. в. В. Данчев. Подъём нац. самосознания
нашёл выражение в гражд. поэзии Я. Ф. Хелмер-са (1767-1813), идеи к-рой
разделяли К. Лоте (1765 - 1834), В. Месхерг (1790-1844) и др. Эти поэты
не отличались радикализмом воззрений, их творчество постепенно выродилось
в быто-писательство (X. Толленс, 1780-1856). Крайним субъективизмом отмечено
творчество поэта-романтика и историка В. Биддердейка (1756-1831). Его деятельность
подготовила появление группы романтиков "Пробуждение" (1823- 60-е гг.),
э
также
антирационалистич. и антидемократич. течений. Начало им положил И. да Коста
(1798-1860) в манифесте "Обвинения против духа века" (1823). Писатели Кинкер,
А. Старинг (1767-1840), Я. Гел (1789-1862) следовали принципам просветит,
реализма, подготовили почву для появления в 40-е гг. реалистич. школы,
к-рая ограничивалась, однако, поверхностным отображением действительности.
Лучшее произведение реалистич. школы - сб. рассказов "Камера обскура" (1839)
H. Бетса (1814-1903) - зарисовки голл. жизни. А. Дрост (1810-34) пытался
создать оригинальный нидерл. ист. роман ("Хернингард с Дубового городища",
1832), лучшие образцы к-рого дали Я. ван Леннеп (1802-68), X. Схиммел (1823-
1906), Я. Олтманс (1806-54). В романах Анны Босбом-Туссен (1812-86)содержат-ся
реалистич. черты. Значит, событием в лит-ре H. было основание журн. либерального
направления "De Gids" (1837); вокруг него группировались писатели Э. И.
Потгитер (1808 - 75), К. Бюскен Хют (1826-86), P. К. Бакхёйзен ван ден
Бринк (1810-65). В их творчестве отразилось критич. отношение к мещанству,
были заложены основы реалистич. эстетики. Крупнейший писатель 19 в.- Э.
Д. Деккер (1820-87), известный под псевд. Мультатули. Дебютировав как революц.
романтик ("Макс Хавелаар", 1860, "Письма любви", 1861), он перешёл на позиции
критич. реализма (драма "Школа князей", 1872, роман "Ваутертье Питерсе",
1862-77). Его творчество направлено против нидерл. колониализма и бесчеловечности
бурж. общества.


В 80-е гг. в лит-ре H. ведущую
роль играла группа т. н. восьмидесятников, издававших журн. "De Nieuwe
Gids" (1885-1943). Их глава - В. Клос (1859- 1938) опубл. в 1882 своеобразный
манифест движения - сб. сонетов Ж. Перка (1859-81) "Матильда". Творчество
"восьмидесятников" характеризуется пристальным вниманием к внутр. миру
человека, а также интересом к социальным проблемам. В группу входили Ф.
ван Эден (1860-1932), А. Вервей (1865-1937), Л. ван Дейссел (1864-1952)
и др. В творчестве Дейссела соединились элементы натурализма и импрессионизма.
Эден подверг критике бурж. общество ("Маленький Йоханнес", 1887 - 1906).
В кон. 19 - нач. 20 вв. в связи с ростом рабочего движения и образованием
нидерл. социал-демократии среди "восьмидесятников" произошло размежевание.
Клос, Вервей, Л. Куперус (1863-1923) остались на позициях индивидуализма
и "чистого иск-ва"; Эден, Ф. ван дер Гус (1859-1939), Г. Гортер (1864-1927)
пришли к социалистич. идеям. Реакцией на крайние проявления натурализма
явился неоромантизм: А. де Вит (1864 - 1939), А. ван Схендел (1874 - 1946),
А. ван дер Леу (1876-1931).


В лит-ре начала 20 в. доминирующее
место заняли социалистич. идеи. Г. Хейер-манс (1864-1924) в романе "Город
бриллиантов" (опубл. 1904) обратился к изображению жизни фабричных рабочих;
в драмах "Гибель „Надежды"" (1901). чВ трудах я молитвах" (1903)
и др. он выступил против капиталистич. эксплуатации. Гортер и Хенриетта
Роланд-Холст ван дер Схалк (1869-1952) посвятили своё творчество борьбе
за освобождение рабочего класса Значит, событием было появление поэм Гортера
"Мэй" (18891 и "Пан" (1912), а также сб-ков стихов Роланд-Холст "Вновь
рождённые" (1903), "Дорога вверх" (1907), "Праздник памяти" (1915) и драм
"Томас Мор" (1912), "Дети" (1922). А. ван Коллем (1858 - 1933) под влиянием
Великой Окт. социалистич. революции в России создал "Мятежные песни" (1919)
и "Песни солидарности" (1918-22).


1-я мировая война 1914-18
разрушила веру в бурж. прогресс. В поэзии M. Ней-хофа (1894-1953), А. Роланд-Холста
(р. 1888), И. Слауэрхофа (1898-1936), Г. Ахтерберга (1905-62) ведущими
стали мотивы одиночества, обречённости человека перед лицом судьбы. В поэзии
гл. место занял экспрессионизм: X. ван ден Берг (р. 1897), X. Марсман (1899
- 1940), X. де Фрис (р. 1896). Проза представлена социально-критич. романом.
Роман "Хлеб" (1933) M. Деккера (1896 - 1962) насыщен революц. пафосом.
Разоблачению капиталистич. эксплуатации посвящён роман И. Ласта (1898-1971)
"Зёйдерзее" (1934). Широкое полотно нар. жизни дано в романах T. де Фриса
(р. 1907) "Земля-мачеха" (1936) и "Колесо Фортуны" (1938). Писатели, группировавшиеся
вокруг журн. "Forum", выступали против фашизма: публицисты Э. дю Перрон
(1899-1940) и M. тер Брак (1902-40); С. Вестдейк (1898-1971). автор стихов,
а также романов "Эльза Бёлер, нейецкая служанка" (1935) и "Сошествие в
ад г-на Фиссера" (1936).__


В годы оккупации H. нем.-фаш.
войсками (1940-45) распространение получила нелегальная печать, в к-рой
приняли участие Вестдейк, T. де фрис, Я. Гресхоф (1888-1971), А. ван Дёйнкеркен
(1903-68) и др. Нелегально был издан трёхтомный сб. "Новый песенник гёзов"
(1944). Темы Сопротивления нашли отражение и в послевоен. лит-ре: роман
"Поражение" (1950) А. Космана (р. 1922), "Пастораль 1943 года" (1949) Вестдейка,
"Сапог на шее" (1945) M. Деккера, трёхтомная эпопея "Февраль" (1961) T.
де Фриса.


В 50-е гг. появилась поэтич.
школа т. н. эксперименталистов (Люсеберт, р. 1924, Я. Элбург, р. 1919,
Г. Каувенар, р. 1923, С. Финкеног, р. 1928, P. Камперт, р. 1929), к к-рой
в 60-е гг. примкнули и прозаики ("экспериментальный роман"- С. Полет, р.
1924, Я. Бернлеф, р. 1937, и др.). Эксперименталисты, не принимая бурж.
общество, пытаются облечь свои нередко анархич. взгляды в модернистские
формы. Популярностью пользуются романы "Слезы акаций" (1949), "Тёмная комната
Дамокла" (1959) и "Нет больше сна" (1966) В. Херманса (р. 1921), проза
X. Хасе (р. 1918), С. ван хет Реве (р. 1923), Я. Волкерса (р. 1925), Г.
Мю-лиса (р. 1927). T. н. новый стиль, соединение иск-ва с наукой, пропагандируют
"постэксперименталисты" (Г. Слётелар, р. 1935, Г. Верхаген, р. 1939), выступившие
в 60-е гг. Новое поколение поэтов и прозаиков, назвавшее себя "группой
70-х годов", в своём "Манифесте для 70-х годов" начало борьбу против увлечения
формализмом, за создание лит-ры, близкой и доступной нар. массам (П. Андриссе,
р. 1941, Г. Пломп, р. 1944, и др.).


Литературоведение. Становление
литературоведения как самостоят, науки происходит в сер. 19 в. В. И. А.
Йонколут создал первую науч. историю нидерл. лит-ры. Как проф. критик выступал
К. Бюскен Хют. В 20 в. господствующее положение в литературоведении занимает
т. н. академич. школа (Я. те Винкел, К. Г. H. де Войс, И. ван Мирло, Г.
Кнювелдер, Г. Стёй-велинг). Вместе с тем значит, роль играют различные
эстетские направления и теории (Г. Калфф, X. ван дер Берг, M. тер Брак,
К. Фене, И. И. Версте-ген, X. Кале и др.).


Лит : Корсаков П.
А., Голландская литература, "Библиотека для чтения", 1838, т. 27, N° 3-4;
его же, Опыт нидерландской антологии, СПБ, 1844; Б о л д аков И. M., Нидерландская
литература в средние века, в кн.: Всеобщая история литературы..., под ред.
В. Ф. Корша, т. 2, СПБ, 1885; Кирпичников А. И., Очерк истории нидерландской
литературы, там же, т. 4, СПБ, 1889; В о л е в и ч И. В., Современная литература
Нидерландов, M., 1962; Knuvelder G., Handboek tot de geschiedenis der Nederlandse
letterkunde, 4 druk., dl 1-4, 's-Hertogenbosch, 1967; Geschiedenis van
de letterkunde der Nederlanden. Onder redactie van F. Baur [e. a.], dl
1 - 9, Brussel - 's-Hertogenbosch - Antw., 1939-52; Brand tCorstius J.
C., Geschiedenis van de Nederlandse literatuur, Utrecht - Antw., 1959;
Vooys C. G. N. en Stuiveling G., Schets van de Nederlandse letterkunde,
Gro-ningen, 1966; S i v i r s k у А., Het beeld der nederlandse literatuur,
3 druk, [Groningen], 1970; Kuypers J. en RondeT. d e, Beknopte geschiedenis
van de Nederlandse letterkunde, 11 druk., Antw., 1972; Stuiveling G., Een
eeuw Nederlandse letteren, Amst., 1958; Simons W. J., Hakken en spaanders,
Amst., 1971; Een overzicht van vijf jaar Nederlandse literatuur. 1961 -
66, Amst., 1967; Een overzicht van vijf jaar Nederlandse literatuur, 1967-71,
Amst., 1972.

Ю. Ф. Сизорин.
XIV. Архитектура и изобразительное
искусство


На терр. H. сохранились керамика
и мегалитич. сооружения неолита, кельтское поселение 1-го тыс. до н. э.
в Эзинге, остатки др.-рим. построек 1-3 вв. н. э. в Валкенбюрге и Элсте,
металлич. изделия германцев 1-го тыс. н. э. К каролингскому времени (8-10
вв.) восходят центрич. капелла дворца Валкхоф в Неймегене и две мощные
базилики (Синт-Серваскерк и Онзе-ливе-Врау) с вестверками в Маастрихте.
Среди памятников ср.-век. архитектуры H.- гор. стены и башни в Кампене,
Зволле, Амстердаме, узкие гор. дома с фронтонами, замки в Гааге (Внутренний
двор с Рыцарским залом; илл. см. т. 5, стр. 607 и табл. XXXVI), Вейке-бей-Дюрстеде,
Дорненбюрге, Мёйдене, романская церковь в Сюстерене, готич. храмы в Утрехте,
Харлеме, Лейдене, Делфте, Херто-генбосе. Болотистые почвы и недостаток
камня в H. вызвали преобладание небольших кирпичных построек (готич. церкви
13-14 вв.), распространение деревянных сводчатых перекрытий в церквах (Ауде
керк в Амстердаме). Импозантны обществ, гор. здания 16 в.- готические (ратуша
в Мидделбурге, здание гор. весов в Девентере) и ренессансные (ратуша в
Гааге, илл. см. т. 5, табл. XXXVI, стр. 608-609; здания гор. весов в Харлеме
и Алкмаре, илл. см. т. 1, стр. 441), с богатым каменным декором. В развитие
живописи нидерл. Возрождения внесли важный вклад мастера из сев. провинций
(совр. H.) - в 15 в. Гертген тот Синт-Янс и Босх, в 16 в. Ян ван Скорел
и Лука Лейденский, Питер Артсен и Ян ван Aмстел, Дирк Якобе и Дирк Барендс.
Здесь особенно острым был интерес к демократич. бытовому жанру и натюрморту,
клирике и сатире, к живописной передаче света и атмосферы, сложился тип
группового портрета гор. корпораций. Всем этим уже подготовлялись характерные
черты голл. живописи 17 в. (см. также Нидерландское искусство).


С политич. самоопределением
бурж. нидерл. государства в результате революции 16 в. начала быстро формироваться
нац. голл. художественная школа, наиболее демократическая из нац. школ
17 в. В архитектуре была велика роль сооружений, связанных с судоходством
и морской торговлей (огромные несохранившиеся многофункциональные здания
Адмиралтейства и Ост-Индской компании в Амстердаме, кварталы высоких, массивных
складов), а также обществ., торг, и производств, зданий - ратуш, торг,
рядов, бирж, мануфактур, мастерских, контор, цеховых и гильдейских домов.
Прямоугольная или концентрич. сеть каналов б. ч. определяла структуру города.
Узкие дома с фронтонами возводились обычно из кирпича, часто в сочетании
с камнем. Для нач. 17 в. характерны кирпичные здания с белокаменным декором
(арх. Л. де Кей), скромные протестантские храмы (арх. X. де Кейсер). В
сер. 17 в. преобладал своеобразный голл. вариант классицизма, отличавшийся
практичностью, простотой, ясностью объёмной композиции, сдержанностью пластич.
убранства, спокойной представительностью общего облика зданий (арх. Я.
ван Кампен, П. Пост, Д. Сталпарт, братья Ф. и Ю. Вингбонс). Традиционные
типы небольших жилых домов и строгих обществ, зданий удержались в H. до
нач. 19 в., но уже во 2-й пол. 17 в. в H. распространились влияния более
богатой дворцовой и парковой архитектуры франц. классицизма.


Скульптура 17 в. не имела
большого значения, поскольку в кальвинистских церквах не было статуй, а
украшения зданий, надгробия и портретные бюсты (скульпторы X. де Кейсер,
А. Квеллин, P. Верхюлст) исполнялись сравнительно редко. В то же время
живопись (преим. станковая картина интимного характера) и графика (рисунок,
офорт, резцовая гравюра) получили широчайшее распространение и стали предметом
оживлённой торговли. В живописи H. сравнительно небольшое место занимали
академизм (центром к-рого в нач. 17 в. был Харлем) и барокко (спорадич.
влияния к-рого оживились к концу 17 в.). Ведущее место заняла нац. школа
реалистич. живописи, оказавшая огромное влияние на последующее европ. иск-во.
Творчество голл. реалистов выделялось непритязательным любовным изображением
своей страны, жизненностью, естественностью образов, умением показать красоту
и внутр. значительность скромных обыденных явлений, глубоким интересом
к рядовым людям, повседневному быту, к окружающей среде, родной природе,
миру вещей. Для голл. живописи характерны тонко нюансированная тональная
гамма, мастерская передача материальности предметов, глубины пространства,
прозрачности и влажности воз д. среды, многообразных оттенков освещения.
Голл. живописцы обычно специализировались в к.-л. из жанров, к-рые именно
в H. полностью оформились и достигли высокого подъёма: это портрет, в т.
ч. групповой (Ф. Хале), бытовой жанр, посвящённый изображению крестьянской
(А. ван Остаде) или городской (Я. Стен, Г. Метсю, Г. Терборх, П. де Хох)
жизни, пейзаж (Я. Порселлис, Я .ван Гойен, X. Сегерс, А. Кёйп, С. и Я.
ван Рёйсдал, M. Хоббема), анималистич. жанр (П. Поттер), натюрморт (П.
Клас, В. Хеда, А. Бейерен, В. Калф), изображения интерьеров (П. Санредам,
X. ван Влит).


В 20 - 30-х гг. 17 в. голл.
живопись была отмечена особенно ярким демократизмом и смелым новаторством;
психологич. собранности, простоте и цельности образа отвечали строгая пространств,
(часто диагональная) композиция и скромная цветовая гамма, построенная
на оттенках близких тонов. Keep. 17 в. в голл. живописи стали проявляться
черты успокоенности, бурж. ограниченности, пристрастие к изображению изысканной
бытовой обстановки, мерно текущей жизни. Вместе с тем дух неудовлетворённости
и демократического протеста против бурж. действительности очень рано начал
сказываться у крупнейших голл. реалистов - Халса и особенно Рембрандта,
чьё творчество (мифологич., ист. композиции, портреты, пейзажи) проникнуто
глубочайшим психологизмом и высокой человечностью. Живопись крупнейшего
из учеников Рембрандта - К. Фабрициуса во многом определила деятельность
сложившейся в Делфте группы мастеров (Я. Вермер, Э. де Витте), стремившихся
создавать произв., многогранно отражающие совр. жизнь. Во 2-й пол. 17 в.
в голл. иск-ве постепенно воцаряются внешняя красивость или сухая описательность,
желание польстить самодовольным богатым заказчикам. Последние передовые
мастера-реалисты (Рембрандт, Я. ван Рей-сдал, Э. де Витте, А де Гелдер)
оказываются в оппозиции к буржуазному обществу.


В 18 в на фоне упадка искусства
H., принявшего эпигонский характер, выделяются пастели острого наблюдателя
бурж. нравов К. Треста Высоким качеством отмечены изделия художеств, ремесла
H. в 17-18 вв.- пластически богатая серебряная утварь (П. и А. ван Вианен,
Я. Лютма), делфтский фаянс(в к ром творчески использованы формы и декор
кит. фарфора), расписные изразцы, массивная резная мебель.


В 19 в. в H. усиленно растут
города с плотно заселенными кварталами и р-нами трущоб. Классицизм с 1830-х
гг. уступает место эклектике, широко распространенное обращение к зодчеству
ср веков и Возрождения лишь у нек-рых архитекторов (П. Кейперс, Э. Гюгел)
носило творческий характер и вызывалось интересом к рациональным архит.
формам, связанным с нац. традицией. В 1-й пол. 19 в. наряду с академич.
композициями и портретами (Я. В. Пинеман, Я. А Крюсеман), романтич. жанровыми
и историко-бытовыми сценами (А Шеффер, X. тен Кате, Д. И. Блес, А X Баккер-Корф)создавались
пейзажи (А. Схелфхаут, Б. К. Куккук), где использовались традиционные для
голл. живописи мотивы. Во 2-й пол. 19 в. мастера голл. реалистической живописи
опирались на традиции реализма 17 в., видя в нем образец глубокого художеств,
претворения действительности. Лирич. настроение, тяготение к свободной,
эмоциональной живописи характерны для гаагской школы - для созданных
И. Исраэлсом проникновенных сцен из жизни простых обездоленных людей, для
задушевных пейзажей Я X. Вейсенбрюха, братьев Я. и В. Марис, X B Месдага,
изображений интерьеров И. Босбома. В тонких лирич. пейзажах Я. Б. Йонгкинда
ощущение динамики света и атмосферы предвосхищало импрессионизм. Достижения
импрессионизма преломились в выразительных видах амстердамских улиц Г.
X. Брейтнера и в острохарактерных портретах И. Йсраэлса. Социальная насыщенность
реалистических образов, смелая экспрессия, контрасты света и тени выделяют
картины и этюды В. ван Гога, созданные им в 1881-85 на родине.


В 20 в. голл. архитекторы,
опиравшиеся на вековой опыт решения в H. практич. функциональных задач,
много работали над преодолением перенаселенности городов и освоением отвоеванных
у моря


территорий. В градостроительстве
накоплен опыт рациональной, экономичной и компактной застройки (преим.
крупными зданиями) как больших р-нов старых городов (Амстердам - планы
арх. X. П Берлаге, 1902, 1915-17, К. ван Эстерена, 1935; Гаага - планы
арх. Берлаге, 1908-09, В. M. Дюдока, 1935), так и заново застраиваемых
(город-сад Хилверсюм, арх. Дюдок, с 1915) или радикально реконструируемых
городов (Роттердам, план арх. К. ван Тра, 1946, 1955-60). На польдерах
вокруг новых городов (Эммелорд, с 1948) создана сеть поселков с малоэтажными
домами (Нагеле, 1954-57) и с.-х. ферм с типовыми постройками. Переход к
функционализму в H. начался на рубеже 20 в., когда появились проникнутые
нац.-романтич. тенденциями постройки X. П. Берлаге; позже эту романтич.
и экспрессивную тенденцию продолжили К. П. К. де Базел, M. де Клерк, П.
Л. Крамер. В числе родоначальников европ. функционализма - Я. И. П. Ауд,
автор комплексной малоэтажной застройки рабочих р-нов, Г. Ритвелд, создатель
сложных архит. композиций с контрастной игрой плоскостей и светотени, В.
M. Дюдок, тяготевший к динамич. сопоставлению объемов, пластич. обогащению
архит. композиции.


1. Церковь Онзе ливе-Врау
в Маастрихте. 10-16 BB Вестверк-около 1000, надстроен в 12 в 2 Церковь
в Гармерволде 3 я четверть 13 в 3. чАдские ворота" (Хелпорт) в Маастрихте
13 в 4 Здание городских весов в Харлеме 1597-98 5 Семья К е лд е р м а
н с Ратуша в Мидделбурге. 1452-1520 6 Л д е К е и. Мясные ряды в Харлеме
1602-03.


1 Чайник Делфтский фаянс
1744. Государственный музей. Амстердам 2. Я Л ю тм а. Серебряное блюдо
1647. Государственный музей. Амстердам. 3. Расписной изразец 17 в Собрание
Вис. Амстердам.


Поиски новых архит. форм,
особенно характерные для группы, связанной с журн. "De Stijb ("Стиль";
1917-28) и объединявшей архитекторов, дизайнеров и живописцев, постепенно
сменились чисто рационалистич. пониманием функциональных задач архитектуры
(Я. Дейкер, И. А. Бринкман, Л. К. ван дер Влюгт). Это направление, преобладавшее
в годы после 2-й мировой войны, проявило себя в разработке планов жилых
домов разной этажности (в т. ч. многоэтажных галерейного типа) и различных,
подчас новаторских проектов обществ, сооружений - торг, центра с улицами
для пешеходов (Лейнбан в Роттердаме, 1949-53, арх. И. X. ван ден Брук,
Я. Б. Бакема; илл. см. т. 4, стр. 59), ж.-д. вокзала (в Роттердаме, 1956-57,
арх. С. ван Равестейн) и ж.-д. почтамта (в Роттердаме, 1959, арх. Э. X.
и X. M. Крайвангер), многофункционального торг, здания (в Роттердаме, 1948-
1952, арх. В. ван Тейен, X. А. Маскант), интерната из равных пространств,
ячеек ("Бюргервесхейс" в Амстердаме, 1958- 1960, арх А. ван Эйк; илл. см.
т. 1, табл. XLVII) и др. Сотрудничество архитекторов и дизайнеров демонстрирует
амстердамский аэропорт Схипхол (1963-67, арх. M. Ф Дейнтьер). Консервативное,
стилизаторское направление в архитектуре представлено работами зодчих делфтской
школы - церквами, малоэтажными поселками (M. Я. ГранпреМольер).


В 20 в. впервые сложилась
самостоят, голл. школа скульптуры, проявившая себя в экспрессивной малой
пластике (И. Мендес да Коста), в монументальных работах (Л. Зейл, X. M.
Везелар) и портрете (Л. X. Сондар, Л. О. Венкебах). Гуманистич. идеями
проникнуто разностороннее творчество скульпторов M. Aндриссена, X. Крона,
Дж. Радекера, Ф. Сигера. В живописи и графике рубежа 19-20 вв. сильны были
черты мистич. символики и стилизации в духе "модерна" (Я. Тороп,
И. Торн-Приккер). В 1910-х гг. сложился "неопластицизм" - вид абстрактной
живописи - сочетание чётких геом. фигур, раскрашенных в чистые цвета (П.
Мондриан, T. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек). Среди голл. экспрессионистов
выделяется Я. Слейтерс, чуткий к противоречиям жизни, к невзгодам простые
людей. Демократич. и гуманистич. устремления одерживают верх в твор честве
Чарли Тороп и X. Шабо, а особенно в росписях и графике П. Алмы на социально-политич.
темы. Вместе с тем в совр. H. распространены многие формы абстракционизма
(скульптор А. Волтен, живописец К. Аппел), сюрреализма, "поп-арта" и др.
модернистских течений. Илл. см. на табл XXXV-XXXVII Лит. ВипперБ
P, Становление реализма в голландской живописи XVII века, M , 1957, его
же, Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640 - 1670), M , 1962;
Фромантен Э, Старые мастера, [пер с франц , M , 1966]; Егорова К С, Художественные
музеи Голландии, [M , 1969]; Крашенинникова H Л, Современная архитектура
Нидерландов (Гол ландия), M, 1971; Ротенберг E. И., Западноевропейское
искусство XVII века, [M., 1971], Gelder H E van, Duverger J (red.), Kunstgeschiedenis
der Nederlanden, dl 1 - 3, 3 dr , Utrecht - Antw , 1954 - 56; BroekJ H
van den, Gids voor nederlandse architectuur, 2 dr.. Rotterdam, 1959.

XV. Музыка


Первые сведения о муз. культуре
H. относятся к раннему средневековью. С 12 в. развиваются рыцарская лирика
и иск-во менестрелей, городских и при двор ных (играли на духовых
инструментах). С 13 в. существовали школы менестрелей. В 14 в. возникают
хор. капеллы при различных цехах. Музыка приобретает важное значение в
жизни общества. Гор. музыканты - стадпейперы (трубачи и др ) участвуют
в церк. и придворных торжествах. Создаются церк. муз. коллегии и (впервые
в Европе) проф. певческие школы (метризы) при крупнейших кафедральных соборах.
Подготовкой хористов ведал магистрат. Для нидерл. городов (с 15 в.) характерен
мелодичный колокольный звон (системы колоколов управлялись часовыми механизмами).
Празднества, ярмарки (кермессы), стрелковые и др. соревнования сопровождались
игрой на муз. инструментах, пением и танцами. Особенно популярны были песенные
и хоровые жанры. Среди сохранившихся памятников нар. муз. культуры H.-
песни флагеллантов (религ. сектантов 15 в.). Исключительно высокого подъема
достигло муз. иск-во H. в 15 - 16 вв., когда на богатой основе нар. музыки,
франц. и англ, многоголосия и передовой проф. муз. культуры расцвела нидерландская
школа
контрапунктистов, широко распространившаяся в др. странах. Она
ознаменовала классический период музыки H. и вершину развития европ. вокально-хоровой
полифонии, определив законы контрапункта. Деятельность ее крупнейших представителей
оказала значительное влияние на дальнейшее развитие всей зап.-европ. музыки.
В 16 в. в период бурж. революции в H. получили общенародное распространение
песни гезов (повстанцев), направленные против


1. Я Б Бакема. Торговый центр
в Нагеле 1954-57 2 В M Дюдок. Управление портом в Амстердаме 1958 - 60
3. И А Бринкман, Л К ван дер Влюгт Табачная фабрика "Ван Нелле" в Роттердаме
1928 - 30 4. X А. Маскант и др Жилые дома на улице Карел Дорманстрат в
Роттердаме 1958.


исп. тирании. В их мелодике
отражены черты формировавшегося нац. песенного стиля. В 16 в. в Амстердаме
и др. городах возникает карийон - нац. иск-во виртуозной игры на
наборе колоколов, литьём к-рых славились нидерл. мастера (заимствовано
затем др. странами). Среди известных звонарей (также органистов) - С. Фербек
(17 в.), Я. Потхолт, X. Фокинг (18 в.), Я. Винсент (20 в.). В 17 в. в связи
с развитием инструментальной музыки высокого уровня достигает производство
музыкальных инструментов (клавиры флам. мастеров 17-1-й пол. 18 вв.- лучшие
в Европе; славятся и нидерл. органные мастера). С утверждением кальвинизма
в
независимых Сев. Нидерландах упраздняется пышное (католич.) хоровое многоголосие,
распространяется протестантское пение. Высокого уровня достигает органное
иск-во. Крупнейший композитор, мастер органной и клавирной игры кон. 16
- нач. 17 вв. Я. П. Свелинк оказал влияние на развитие нем. органной школы.
Однако в целом музыка H. с 17 в. теряет ведущее значение. Клавирная, лютневая
и ансамблевая игра, многоголосное пение, игра на комнатном органе (портативе)
распространяются в бюргерской среде (о чём свидетельствуют полотна голл.
живописцев). Образуются содружества любителей музыки - "кол-легиум музикум".
Развиваются жанры инструм. музыки (органной, клавирной, для струнных и
др. ансамблей). Магистрат Амстердама организует бесплатные концерты церк.
органистов для горожан (до 1727), к-рые позднее превратились в публичные
органные концерты. В 17- 18 вв. Амстердам-важнейший европейский центр муз.-издательского
дела. С кон. 17 в. (в период гос. унии с Англией) в H. преобладает англ.,
франц. и итал. музыка. Для её исполнения создаются вокально-инструм. капеллы
(в 1732 в Гааге и др.). Наряду с домашним музицированием и церк. концертами
в 18 в. утверждается новая форма муз. жизни - платные публичные концерты
гастролёров, в числе к-рых были выступления А. Вивальди (1738) и юного
В. А. Моцарта с сестрой (1765-66, в Амстердаме и Гааге). Спектакли итал.
и франц. комич. оперы ставились эпизодически на сценах драматич. театров
(гл. обр.силами иностр. артистов). Первая голл. опера в стиле классицизма
- "Торжествующая любовь" К. Хакуарта (1678). Среди др. подобных опер нац.
композиторов - "Земира и Азор" (1783), "Ричард Львиное Сердце" (1792) и
"Две статуи" (1798) Б. Рулофса. В Гааге и Амстердаме муз. коллегии преобразуются
в концертные об-ва. В 1777 в Амстердаме организуется науч. и культурное
оо-во "Богатое заслугами" (существовало до 1889) с оркестром и сооств.
концертным залом, где дирижёрами выступали известные композиторы Б. Рулофс
и И. Ферхюлст. С 1796 проходили воскресные концерты об-ва "Музыкальное
просвещение", в 1815 в Гааге возникло об-во "Хармоника", преобразованное
ь 1821 в об-во "Дилигенция", много лет дававшее симф. концерты.


В 1-й пол. 19 в. развивается
нац.-демократич. музыкальная культура, вначале с нем. романтич. влияниями,
т. к. MH. голл. композиторы обучались в Германии. Среди них: Ж. Б. ван
Бре, И. Ферхюлст (оркестровая, камерная, культовая музыка), P. Хол (нац.
песни и хоры), В. Николаи (нац. детские песни). Была основана первая нац.
Королев, муз. школа (1826-46, Гаага), создано Об-во поощрения музыки (1829),
к-рое поддерживало премиями нац. композиторов и издавало их произв., открыло
в 1853 собств. муз. школу, участвовало в организации Амстердамской консерватории
(1884) и хоровых коллективов в ряде городов H. В 1841 учреждено об-во "Цецилия"
по охране быта музыкантов. Проводились публичные концерты на открытом воздухе
с участием Королев, воен. капеллы в Гааге (с 1829) и Паркового оркестра
в Амстердаме. С 1875 существует Королев, об-во нидерл. музыкантов (Амстердам)
с различными проф. объединениями и многочисл. отделениями в стране. В 1883
было основано крупнейшее концертное об-во "Консертгебау" с собств. залом,
с хором и знаменитым симф. оркестром, которым руководили В. Кес (1888 -
95), вы дающиеся нидерл. дирижёры В. Менгельберг (1895-1941), Э. ван Бейнум
(1945-59), Э. Йохум (с 1961); с этим оркестром работали П. Монтё, Б. Вальтер;
позднее оркестр возглавил В. ван Оттерло. Развитию оперы в H. способствовали
организованное в 1884 Вагнеровское объединение Вагнер-Веренинг" (до 1919
руководил X. Виотта; исполнялись в 1894-1912 вагнеровские оперы, позднее
и произв. др. композиторов, в т. ч. современных) и нац. оперные труппы-"Холландсе
опера" (1886-94, организована И. Г. де Гротом, ставила на голл. яз. оперы
композиторов С. ван Миллигена, Я. Брандтс-Бёйса, В. Ландре и др.), "Де
Недерландсе опера" (1894-1901, осн. дирижёром К. ван Линденом) и Нац. опера
(1916-23, руководитель Г. X. Копман). Получают известность нидерландские
оперные артисты: Я. Урлюс, А. ван Рой, К. Энгелен-Севинг и др.


В кон. 19 - нач. 20 вв. выдвигаются
нац. композиторы Б. Звере, затем И. Baгенар (также дирижёр, органист, в
1919-37 директор Королев, консерватории, осн. в 1908 в Гааге) и А. Дипенброк;
они создали нац. программный симфонизм, вокально-инструм. и муз.-театр,
произв., став основоположниками совр. нац. муз. школы H. Среди др. музыкантов
- К. Доппер, автор программных нац. симфоний, и муз. фольклорист Ю. Рентген.
В числе композиторов нач. 20 в.- Я. ван Гилсе, импрессионисты А. Вормолен
и Б. ван ден Сигтенхорст-Мейер. В 1911 создано Об-во нидерл. композиторов;
после 1-й мировой войны - Нидерл. об-во совр. музыки во главе с композиторами-экспериментаторами
X. Загвейном, M. Вёрмёленом, Д. Рёйнеманом и С. Дресденом (создал хоровую
капеллу "Мадригал", 1914). Крупнейший композитор 1-й пол. 20 в.- В. Пейпер,
воспитавший MH. совр. композиторов H. (также муз. критик). Среди музыкантов
сер. 20 в.- композиторы X. Бадингс, P. Г. Эсхер, M. Флотхёйс, X. Андриссен,
M. Монникендам, С. Бессем, P. де Рос, Г. Ландре, К. ван Барен и др.; дирижёры
П. Хюппертс, Б. Хайтинк; пианисты К. де Грот, Л. Понсе, X. Хенкеманс; клавесинист
Г. Леонхардт; скрипачи T. Олоф, X. Кребберс; певцы T. Байле, Ф. Броне,
певицы M. Арден, Г. Браувенстейн.


Нем.-фаш. оккупация затормозила
развитие музыкальной жизни, к-рая возобновилась вскоре после 2-й мировой
войны 1939-45. В кон. 40-х гг. появились различные авангардистские творческие
направления (см. Авангардизм); их представляют композиторы Я. Гердс,
Ю. Андриссен, T. де Леув, X. Кокс, О. Кеттинг, П. Схат, M. Менгельберг,
M. Флотхёйс, Я. ван Флейман и др. В H. существуют "Де Недерландсе опера"
(возобновлена в 1946 муниципалитетами Гааги и Амстердама, выступает также
в Роттердаме и Утрехте), оперные компании "Де Зёйд-Недерландсе опера" (осн.
в 1848, г. Маастрихт) и "Форум" (с 1955, г. Энсхеде); об-ва "Гаагский художественный
клуб" (с 1945), "Донемус" (с 1947, Амстердам; пропагандирует совр. музыку),
"Молодёжь и музыка" (с 1948, Амстердам), "Новая музыка" (Гаага), об-ва
органистов, дирижёров, союз музыковедов (с 1965) и др. Широко развито рабочее
муз. движение, существуют рабочие муз. об-ва, в т. ч. хоровое объединение
"Голос народа" (с 1907, Гаага). Известные хоры -"Аполлон" (мужской; 1897-1954,
Амстердам) и "Гаагские певцы" (с 1917). С 1948 в Амстердаме проходят летние
муз. фестивали. В совр. H. 20 симф. оркестров; крупнейшие (кроме "Консертгебау")
- оркестр "Резиденси" (Гаага, осн. в 1899 дирижёром X. Виоттой) и Амстердамский
филармонич. оркестр (создан в 1951 по инициативе пианиста Я. Хюкриде; с
дирижёром А. Керсьесом гастролировал в 1971 в Ленинграде и Таллине, в 1972
- в Москве). В H. 7 консерваторий - в Амстердаме, Гронингене, Гааге, Роттердаме,
Утрехте, Маастрихте и Тилбурге; 3 муз. лицея; Нидерл. ин-т католич. церк.
музыки; спец. уч. заведение, готовящее церк. музыкантов, в т. ч. звонарей.
В ун-тах Амстердама, Лейдена и Утрехта имеются ф-ты истории и теории музыки.


Лит.: Грубер P. И.,
История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M., 1941, с. 305-468; т. 2, ч.
2, M., 1959, с. 73 - 138; Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты,
M., 1937; Б ё р н и Ч., Музыкальные путешествия 1772 г..., [пер. с англ.],
M., 1967, Straeten E. van der, La musique aux Pays-Bas avant Ie XIX siecle,
v. 1-8, Brux., 1867 - 88; P a a p W., Contemporary music from Holland,
Amst., 1953; Music in Holland, ed. by E. Reeser, Amst., 1959.

Л. Г. Бергер.
XVI. Балет


Co времён средневековья местные
празднества и карнавалы сопровождались танцами. Балет начал развиваться
в 17 в.; ставились аллегорич. спектакли, близкие франц. придворному балету,
а также танц. представления из жизни крестьян и ремесленников.


В 1-й пол. 19 в. получил
известность балетм. А. В. ван Хамме. Его спектакли пользовались большой
популярностью. К кон. 19 в. интерес к балетному театру упал и возродился
только в 1930-х гг., когда в H. начали работать MH. представители танца
"модерн" (Ф. Родриго, И. Георги), а затем и классич. балета (С. Гаскелл).
В 1959 была сформирована труппа Амстердамский балет. В 1961 она слилась
с труппой, организованной в 1954 С. Гаскелл, образовав Нидерл. нац. балет.
Его возглавляла до 1968 С. Гаскелл, затем P. ван Данциг (до 1970 совм.
с P. Кезеном, позднее с Б. Харкарви; в 1971 коллектив был на гастролях
в СССР). В репертуаре труппы - балеты классич. наследия (в нек-рых постановках
принимали участие деятели сов. балета), спектакли совр. зарубежных балетмейстеров
(Дж. Баланчина и др.) и нац. произв., в частности постановки Данцига ("Джунгли"
X. Бадингса, 1961, "Памятник умершему юноше" Я. Бермана, 1968). Второй
большой коллектив- Нидерл. танц. театр (осн. в 1959 Б. Харкарви), который
работает с 1961 в Гааге. В репертуаре - балеты совр. хореографов разных
стран (Дж. Баланчина, А. Соколовой и др.) и национальных ("Мутации" на
музыку К. Штокхаузена, 1970, балетм. X. ван Манен и Татли). С 1945 работает
созданная X. Снайк труппа "Скапино", к-рая ставит спектакли для детей.
Среди деятелей балета наиболее известны О. де Хас, Я. Флиер, И. Сандерс.


Лит.: R е b 1 i n
g E., Een eeuw danskunst in< Nederland, Amst., 1950. E. Я- Суриц.

XVII. Драматический театр


С кон. 12 в. на терр. совр.
H. устраивались представления церк. драм, а также светских драматич. произв.
В 14 в. стали возникать общества любителей литературы и театра, т. н. камеры
риторов (или редерейкеров), расцвет деятельности к-рых относится к 16 в.
Репертуар "камер риторов" состоял гл. обр. из фарсов и моралите. В 17-18
вв. центром театр, жизни был Гор. театр в Амстердаме (осн. в 1638), где
ставились произв. одного из крупнейших нац. драматургов И. Вондела, а также
Г. А. Бредеро, П. К. Хофта.

Существовали и многочисл.
бродячие труппы. Среди известных проф. актёров - Л. Карлсзон, А. К. ван
Гермез, А. Ноземан (17 в.), В. ван дер Хувен, И. К. Ваттир-Зисенис, Г.
И. Гревелинк, Я. Пюнт, M. Корвер (18 в.). В 1874 открылась Школа декламации
(Амстердам). Подъёму нац. театра способствовало "Нидерл. театр, объединение"
(осн. в 1870). Ведущее место занял также театр "Нидерл. сцена" (осн. в
1875). В 1892 была организована новая труппа под назв. "Нидерл. театр,
объединение", ставившая MH. социально-значимые пьесы X. Хейерманса (в т.
ч. "Гетто", 1898), а также M. Эмантса, Ф. Эдена и др. В 1912 Хейерманс
реорганизовал и возглавил (до 1917) эту труппу, здесь ставились пьесы Ю.
А. Стриндберга, Г. Гофмансталя и др.; выступали известные актёры - Л. Бауместер,
Я. Мюс, P. Хоппер и др. В 1920-е гг. значит, распространение получили любительские,
особенно студенческие, драматич. коллективы. В 1910-30-е тт. создавались
различные частные труппы, возглавлявшиеся крупными актёрами и режиссёрами
- В. Ройярдсом, Э. Феркаде, бр. Ф. и Л. Бауиестер, Л. Салборном и др. Во
время нем.-фаш. оккупации драматурги я театр, деятели А. Дефресне, А. ван
Далсюм ставили произв., утверждавшие идеалы гуманизма и справедливости
(BT. ч. У. Шекспира, Ф. Шиллера, P. Роллана, К. Чапека, Г. Гауптмана).
Ведущими театрами кон. 40-х - 60-х гг. стали "Гаагская комедия", возглавляемая
К. Ласёром и П. Стенбергеном, и "Нидерландская комедия" в Амстердаме под
рук. X. В. ван дер Берга и И. де Местра. Постоянные группы существуют также
в Арнеме, Роттердаме. MH. группы большое внимание уделяют мировой классике.
Значит, место (особенно в 50-е гг.) заняли пьесы А. П. Чехова, постановки
к-рых были осуществлены П. Шаровым, а также произв. H. В. Гоголя, Ф. M.
Достоевского, M. Горького. В 60-х - нач. 70-х гг. ставятся произв. нац.
драматургии - пьесы X. Хейерманса, Я. Стала, С. Нотебома, А. И. Херцберга,
Я. ван дер Мерве, К. Хёйгенса, Д. Френкела, Л. де Бура и др. Работают многочисл.
театр, кабаре, где исполняются скетчи, часто политич. содержания. Существуют
экспериментальная чруппа "Студио", для детей - "Арена". В числе известных
актёров и режиссёров А. ван Далсюм, Ж. Ройярдс-Сандберг, К. ван Дейк, Г.
Хермюс, Э. ван Линген, И. ван Фассен, Ф. Карелсен, Ш. Кёлер, В. Фос, Л.
де Бур. В Амстердаме имеется театр, музей.


Лит·· Hunningber В.,
The origin of the theater, N. Y., [1961J; Kindermann H., Theatergeschichte
Europas, Bd 2 - 7, Salzburg, 1959 - 65.

XVIII. Кино


В 1898 в Н. начался выпуск
документальных, с 1910 - художеств, фильмов. В 1927 в Амстердаме был организован
киноклуб "Фильм-лига", к-рый пропагандировал прогрессивное киноискусство
(начал деятельность демонстрацией сов. фильма "Мать"), объединял киноработников,
выпускавших передовые по социальной направленности фильмы: "Мёртвая вода"
(1934, реж. Г. Рюттен), "Зёйдер-Зе" (1934, реж. И. Ивенс). В 30-е гг. поставлено
несколько игровых кинолент, представляющих художеств. интерес, в г. ч.
"Пигмалион" (1937, по Б Шоу, реж. Л. Бергер). Во время оккупации H. фаш.
Германией на экранах демонстрировались гл. обр. нем. кинокартины, нац.
кинопроизводство находилось в состоянии кризиса. После освобождения были
выпущены значит, документальные фильмы о Движении Сопротивления (реж. P.
Хорнекер, Дж. Ферну, О. ван Нейенхоф и др.), начался процесс активизации
художеств. кинематографии. Получили известность документальные и научно-популярные
кинокартины: "От Левенгука до электронного микроскопа" (1951, реж. Я. Мол),
"Стекло" (1958, реж. Б. Ханстра), "Амстердам, город воды" (1958, реж. M.
Хас), "Пламенная любовь" (1960, реж. M. ван дер Хорст), "Новости из Биафры"
(1969, реж. Л. ван Гастерен, И. ван ден Кёкен, P. Кербос). Среди художеств.
кинокаргин-1 "Фанфары" (1958, реж. Хандра), Месье Лаварден" (1969, реж.
X. Кюмель), " Коллеги, прекратите шум " (1960), "Мира" (1971, совм. с Бельгией,
реж. обоих фильмов Ф. Радемакерс), "Франк и Ева" (1973, реж. П. де Ла Парра),
"Турецкий фрукт" (1973, реж. П. Ферхувен). В числе киноактеров: В. аан
Алмерой, T. Хюрдерман, P. де Хойер, К. Брюсе. В 1973 выпущено 9 художеств,
фильмов, работало св. 380 кинотеатров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я