НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus),
Николай Кребс (Krebs) (1401, Куза на Мозеле,- 11.8.1464, Ходи, Умбрия),
философ, теолог, учёный, цер-ковно-политический деятель. Род. в семье рыбака
и виноградаря. Бежал из родного дома к графу Теодориху фон Мандершайду,
к-рый дал ему первонач. образование и сделал возможным дальнейшее его обучение
в ун-тах Гейдельберга и Падуи (1416-23). Изучал юриспруденцию, математику
и естествознание, а затем теологию, после чего получил духовное звание.
Участвовал в 1432-37 в Базельском соборе. Руководствуясь основной
для него идеей вселенского единства ("О католическом согласии", 1433- 1434;
"О мире и согласии веры", 1453), выступил в процессе работы собора за централизацию
церкви.
Николай Кузанский. Фрагмент надгробного
рельефа церкви Сан-Пьетро ин Винколи в Риме.



Будучи ближайшим советником папы Пия II,
в 1448 достиг звания кардинала, с 1450 стал епископом в Бриксене, с 1458
ген. викарием в Риме. Оказывал значит, влияние на европ. политику своего
времени. Биографы указывают на его веротерпимость, проповедь свободы мышления,
попытки противодействовать крайностям папистского абсолютизма. Н. К. дал
законченное выражение универсализма ср.-век. мысли и вместе с тем явился
первым философом нового времени, предвосхитив мн. идеи и методы математич.
естествознания и развив в своём творчестве тенденции, не потерявшие своей
актуальности до наст, времени. Диалектич. тенденция выразилась у Н. К.
в его стремлении охватить все вещи и события мировой жизни в единстве и
цельности - бесконечном "максимуме", к-рый не сводим ни к чему конкретному
и отдельному и превосходит его, но в то же время отражается отд. вещами.
Этот "максимум" есть одновременно и бесконечный "минимум", поскольку целостность
максимума не допускает никакого деления ("Ученое незнание", 1440). Он вообще
есть совпадение противоположностей (coincidentia oppositorum), к-рое Н.
К. трактует весьма разнообразными способами, в т. ч. как принцип отрицания
отрицания ("О не ином", 1462): абсолют, "не-иное" есть "иное" "иного",
к-рое определяет собою и себя и иное, превышает и утверждение и отрицание,
будучи "утверждением утверждения". "Абсолютный единый максимум" трактуется
как высшее достижение разума и как нечто превышающее самый разум; для позднего
Н. К.- это уже и не "бытие" в тра-диц. смысле, а "возможность", заключающая
в себе одновременно начало и формы и материи. Математич. тенденция у Н.
К. проявилась - в онтологич. аспекте - в идее совпадения треугольника,
круга, сферы и вообще всякой гео-метрич. фигуры с бесконечной прямой при
бесконечном удлинении их сторон или диаметра, и наоборот; получающаяся
при таком совпадении бесконечная фигура есть "форма" и "образец" любой
конкретной геометрич. фигуры. Н. К. принадлежит семь спец. трактатов по
математике. Используя метод бесконечного приближения при определении квадратуры
круга,
тригонометрич. расчётах, вычислении числа я, он явился одним
из предшественников математич. анализа 17 в. Предвосхищая космологию Н.
Коперника, Н. К. учил, что земля, как и любое др. небесное тело, не может
быть центром Вселенной; доказывал бесконечность и вечность мира. Занимался
проблемами опытного естествознания (напр., эксперимент с определением веса
растущего растения), предложил реформу календаря, составил геогр. карту
Центр, и Вост. Европы. Конструктивно-эмпирич. тенденция возникала у Н.
К. в связи с тем, что непостижимый абсолют конкретно существовал в вещах
и отражался ими, так что познание этих вещей, будучи бесконечным приближением
к заключённой в абсолюте истине, осуществляется посредством "догадок",
или "предположений",- априорных творческих актов человеческого разума ("De
coniecturis", 1440). Символико-мифологич. тенденция выразилась у Н. К.
не только в представлении о живой иерархии космоса, но прежде всего в символич.
многоплановости всего стиля его мысли. Предпринятое им филос. обоснование
церк. догматов содержит своеобразную диалектику мифа в духе неоплатонизма.


Является бесплодным издавна ведущийся в
науке спор, был ли Н. К. теистом или пантеистом. При акценте на абсолютном,
надмировом максимуме вся система Н. К. получала монотеистич. толкование
(в духе отрицат. теологии Ареопагитик "максимум", "не-иное", "бытие-возможность"
оказываются у Н. К. различными обозначениями, "именами" трансцендентного
бога), но при смещении логич. акцентов на малый, "конкретизированный" максимум
возникало пантеистич. представление о мироздании, состоящем лишь из чувственно-постигаемых
вещей, в к-рые должен бесконечно углубляться человек. Эти пантеистич. возможности
концепции Н. К. были последовательно осуществлены Дж. Бруно.


С о ч.: Opera omnia, Basileae, 1565; Opera
omnia, Lpz.- Hamb., 1932-70 - ; Philoso-phisch-theologische Schriften,
Bd 1 - 3, W., 1964 - 67; Werke, Bd 1 - 2, В., 1967; в рус. пер.- Избр.
филос. соч., пер. С. А. Лопа-шова и А. Ф. Лосева, М., 1937.


Лит.: Т а ж у р и з и н а 3. А.,
Философия Николая Кузанского, М., 1972; G .a n d i 1-1 а с М. d e, La philosophie
de Nicolas de Cues, P., 1942; S a n t i n e 1 1 о G., II pensie-ro di Nicolo
Cusano nella sua prospettiva estetica, Padova, 1958; Tokarski M. F., Filozofia
bytu u Mikolaja z Kuzy, Lublin, 1958; Z e 1 1 i n g e r E., Cusanus-Konkor-danz,
Munch., 1960; К1einen H., D a n-zer R., Cusanus-Bibliographie (1920 - 61),
в кн.: Mitteilungen und Forschungsbeitrage der Cusanus-Gesellschaft, Mainz,
1961, S. 95 - 126; Vansteenberghe E., Le cardinal Nicolas de Cues, P.,
1963; Jaspers K., Nikolaus Cusanus, Munch., 1964; J а с о b i К 1., Die
Methode der Cusanischen Philosophie, Freiburg - Munch., 1969; Cusa-nus-Gedachtnisschrift,
Innsbruck - Munch., 1970. А. Ф. Лосев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я