НИРВАНА

НИРВАНА (санскр., букв.- угасание,
затухание), центральное понятие религ. философии буддизма
(а также
джайнизма),
означающее
высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека. В буддийских
текстах Н. характеризуется как нечто непостижимое, невыразимое, противоположное
тому, что может быть в "этом мире и мире ином", представляя в сущности
состояние внутр. полноты и абсолютной отрешённости от внешнего бытия. Психологически
состояние Н. негативно описывается как отсутствие страсти, жажды жизни
вообще, а позитивно - как состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности.
Погружённость в себя, исключающая необходимость обращения к внешнему, в
состоянии Н. характеризуется некоей не поддающейся расчленению "деятельностью"
интеллекта, чувства и воли, к-рую можно определить как состояние созерцат.
сосредоточенности. Буддийский идеал - отсутствие мыслей о счастье и несчастье,
добра и зла, видимое безразличие к основным человеческим устремлениям -
можно обозначить даже как отсутствие к.-л. определённой цели вообще. Единственно
вычленимое ощущение в состоянии Н.- это ощущение несвязанности, независимости,
свободы. Однако это не свобода, "преодолевшая" мир, а свобода, "снявшая"
мир, поскольку мир не противостоит в буддизме человеческой личности и,
следовательно, не требует преодоления.


Хотя достижение Н. предполагает отказ от
идеи счастья вообще, буддийские тексты описывают Н. не только как состояние
покоя, но и как состояние блаженства. В 20 в. Н. перестала отождествляться
с состоянием абсолютного ничто (Р. Чайлдерс, Великобритания, Ф.
И. Щербатской, СССР и др.). Однако вряд ли оправдано и отождествление Н.
с состоянием сверхбытия, начавшегося в этой жизни и продолжающегося после
смерти (в работах Т. У. Рис-Дейвидса, Великобритания, X. Глазенаппа, ФРГ,
и др.). Состояние полной удовлетворённости в принципе снимает вопрос о
продолжительности удовлетворения и, следовательно, о будущей жизни. Учитывая
это и одновременно буддийское непризнание смерти как уничтожения, можно
полагать, что Н. не имеет отношения к категории времени вообще.


В ходе развития буддизма наряду с этико-психологич.
понятием Н. возникают представления о ней как об абс. реальности, делаются
попытки онтологизации психологич. состояния [концепция сарвастивадинов
в хинаяне; учение мадхъямики в
махаяне, приравнивающее
Н. шуньяте (пустоте), и др.]. В джайнизме Н. означает совершенное состояние
души, освобождённой от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей.


Концепция Н. находится в русле мистич.
идей о достижении совершенного состояния души или психики, построения "царства
не от мира сего внутри нас". Особенностью буддийской и отчасти джайнской
идеи Н., отличающей её не только от идей христ. мистики, манихейства,
суфизма,
но и от индуистских концепций "освобождения", является (несмотря
на определённое сходство с этими концепциями в махаяне) упование только
на собств. силы и абс. несвязанность достижения Н. с идеей трансцендентного
(бога, добра), утверждение постулата божественности человека. Абсолютная
отрешённость от всего внешнего, несомненная эгоцентрич. настроенность приводят
мн. последователей Н. к устранению от участия в жизни общества.


Лит.: Vallee PoussinL. de la, Nirvana,
P., 1925; Stcherbatsky Т h., The conception of Buddhist nirvana, Leningrad,
1927; Frauwallner E., Die Phi-losophie des Buddhismus, 3 Aufl., В., 1969;
С о n z e E., Buddhist thought in India, L.. [1962]; Welbon G. R., The
Buddhist Nirvana and its Western interpreters, Chi. -L., 1968; Johansson
R., The psychology of Nirvana, N. Y., 1970. См. также лит. при ст. Буддизм.
В. П. Лучина.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я