НИТХАРДТ
Нитхарт (Nithardt, Nithart),
или Нейтхардт, Нейт-х а р т (Neithardt, Neithart), ок. 1505 назван Готхардт,
Готхарт (Gothardt, Gothart), Матис (ок. 1470-75, Вюрцбург, Бавария,-31.8.1528,
Галле, Саксония-Анхальт), немецкий живописец эпохи Возрождения. С 17 в.
ошибочно назывался Грюневальд (Grunewald). Работал в Ашаффенбурге (Бавария),
Франкфурте-на-Майне и Майнце (Гессен). В 1508-25 (или 1526) придворный
живописец, художеств, советник, архитектор и специалист-гидротехник майнцских
архиепископов и курфюрстов. В 1525-26 подвергался преследованиям за сочувствие
Крестьянской войне 1524-26 и возможное участие в ней на стороне восставших.
Творчество Н. тесно связано с идеологией нар. низов и мистич. ересями позднего
средневековья, к-рые в канун Реформации в Германии наполнялись антифеод,
бунтарским содержанием. Исполненные страдания и боли образы Христа и подчёркнуто
простонародные изображения святых проникнуты духом протеста. Соответствие
творчества Н. трагич. эмоциональной атмосфере эпохи, его революционизирующее
воздействие достигались взволнованным и экспрессивным языком позднеготич.
иск-ва, развитого и обогащённого мастером применительно к новым, усложнившимся
условиям времени. В центр, произв. Н.-9 частях Изенхеймского алтаря (1512-15,
Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция)- полные спиритуализма, трагич. напряжения
и безысходного отчаяния сцены страстей христовых ("Распятие") сменяются
картинами, пронизанными экстатич. радостью и ликованием жизни, пантеистич.
восприятием природы ("Рождество"). Откровенно мистич. образ Христа, как
бы растворяющегося во вспышке яркого света ("Воскресение"), уступает место
образам внутренне просветлённым, гармоничным, проникнутым гу-манистич.
началом ("Св. Себастьян"). Использование динамичной готич. линии, мощных
аккордов цвета на тёмном фоне в одних частях алтаря и нежных цветовых переходов,
мягкой, почти акварельной техники - в других, достигнутое цветом впечатление
прорыва в бесконечную глубину пространства открыли новые возможности живописи.
В последующих работах Н. сказывается воздействие иск-ва итал. Ренессанса,
выразившееся в большей ясности и монументальности форм ("Штуппахская мадонна",
1517-19, приходская церковь, Штуп-пах; "Встреча св. Эразма и Маврикия",
ок. 1518, Старая пинакотека, Мюнхен). В поздних произв. Н. вновь обратился
к теме страстей христовых и к языку позднеготич. живописи ("Таубербишофс-хеймский
алтарь", 1523-24, Кунстхал-ле, Карлсруэ; "Оплакивание Христа", 1524-25,
приходская церковь, Ашаффенбург). Сохранилось небольшое число рисунков
Н., служивших б. ч. подготовит, штудиями ("Кающаяся Магдалина", рис. чёрным
мелом, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Они отличаются живописностью
светотеневой моделировки, мягкостью исполнения, иногда предельной детализацией,
иногда непринуждённой эскизностью.
Лит.: Немилое А. Н., Грюневальд,
М., 1972; S с h m I d H. A., Die Gemalde und Zeichnungen von Matthias Griinewald,
Bd 1-2, Strassburg, 1907 - 11; Z u 1 с h W. K., Griinewald. Der historische
Grunewald..., Munch., 1938: V о я t A. M., Grunewald. Meister gegenidassischer
Malerei, Z.-Stuttg., 1957; S с h e j a G., Der Isenheimer Altar des Mathias
Griinewald, Kpln, 1969; R u h-m e r E., Grunewald. Zeichnungen, Koln, 1971.
В.
Д. Синюков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я