НИЦШЕ
(Nietzsche) Фридрих (15.10.1844,
Рёккен, около Лютцена, Саксония,- 25.8.1900, Веймар), немецкий философ,
представитель иррационализма и волюнтаризма,
поэт. Учился
в Боннском и Лейпцигском ун-тах. В 1869-79 проф. классич. филологии Базельского
ун-та. Творческая деятельность Н. оборвалась в 1889 в связи с душевной
болезнью.
От занятий классич. филологией Н. переходит
к философии, испытав влияние А. Шопенгауэра и находясь под большим
воздействием эстетич. идей и иск-ва Р. Вагнера. В своём первом соч.
"Рождение трагедии из духа музыки" (1872), в значит, мере посвящённом анализу
антич. трагедии, Н. развивает идеи типологии культуры, намеченной Ф. Шиллером,
Ф. В. Шеллингом и нем. романтизмом. Сопоставляя два начала бытия
и культуры - "дионисийское" ("жизненное", оргиастически-буйное и трагическое)
и "аполлоновское" (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное),
Н. видит идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь содержатся
зачатки учения Н. о бытии как стихийном становлении, развитого позднее
в учение "о воле к власти" как присущей всему живому тяге к самоутверждению,
и его утопич. философии истории, обращающейся в поисках идеала к досократовской
Греции. Эти консервативно-романтич. взгляды Н. и его волюнтаризм (Несвоевременные
размышления, 1873) предопределили развитие Н. в направлении иррационализма.
Показательно обращение Н. к форме эссе в его ранних работах; произв. "Человеческое,
слишком человеческое" (1878), "Утренняя заря" (1881), "Весёлая наука" (1882),
"По ту сторону добра и зла" (1886) строятся как цепь фрагментов или афоризмов.
Философия Н. обретает выражение в поэтич. творчестве, легенде, мифе ("Так
говорил Заратустра", 1883-84). Н. стремится преодолеть рациональность филос.
метода; понятия не выстраиваются у Н. в систему, а предстают как многозначные
символы. Таковы понятия "жизнь", "воля к власти", к-рая есть и само бытие
в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом
энергия и т. д. В философии Н. переплетаются в труднорасчленимом единстве
разнообразные, часто противоборствующие мотивы; анархич. критика совр.
бурж. действительности и культуры предстаёт в виде универсального отчаяния
в жизни, к-рое самим Н. осознаётся как явление "нигилизма". В мифе о "сверхчеловеке"
культ сильной личности, индивидуалистически преодолевающей бурж. мир -
вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтич.
идеей "человека будущего", оставившего позади современность с её пороками
и ложью. Пытаясь утвердить, в противовес реально существующим обществ,
отношениям, "естественный", ничем не сдерживаемый поток "жизни", Н. предпринимает
ультрарадикальную критику всех "ценностей", в т. ч. христианства ("Антихристианин",
1888), обрушивается на демократич. идеологию как закрепляющую "стадные
инстинкты", выступает с проповедью эстетич. "имморализма" и т. д. Мироощущение
Н., близкое настроениям "декаданса" (неоромантизма, лит. импрессионизма)
"конца века", особенно заметно в его лирич. стихотворениях.
Противоречивая и не подчиняющаяся к.-л.
единству системы философия Н. оказала влияние на различные направления
буржуазной мысли 20 в.- философию жизни, прагматизм, экзистенциализм
(каждое
из этих направлений по-своему толковало Н.). Н. оказал значительное влияние
на писателей конца 19 - нач. 20 вв. как в Германии (С. Георге, Г. Манн,
Т. Манн, Г. Хессе, Г. Бенн), так и в др. странах - К. Гамсун (Норвегия),
А. Стриндберг (Швеция), А. Жид (Франция), Э. Синклер, Дж. Лондон (США),
Икбал (Индия), на рус. символистов В. Иванова, А. Белого, В. Брю-сова.
Творчество Н. явилось по существу одновременно саморазоблачением и утверждением
тенденций бурж. культуры в эпоху империализма, "прообразом" реакц. тенденций
в философии, политике, морали 20 в.; ницшеанство использовали и идеологи
нем. фашизма. Философы-марксисты, начиная с Ф. Меринга и Г. В. Плеханова,
выступали с резкой и последоват. критикой идей Н. и ницшеанства.
С о ч.: Werke, Bd 1 - 19, Lpz., 1903-13,
Bd 20 (Register), Lpz., 1926; Werke. Kri-tische Gesamtausgabe in 30 Bd,
Bd 1 - В.- N. Y., 1967 - ; Gesammelte Briefe, 2 Aufl., Bd 1-5, Lpz., 1902
- 09; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1-9, М., 1909 - 12.
Лит.: Давыдов Ю. Н., Искусство и
элита, М., 1966; В е р ц м а н И. Е., Эстетика Ницше, в его кн.: Проблемы
художественного познания, М., 1967; О д у е в С., Тропами Заратустры. (Влияние
ницшеанства на немецкую буржуазную философию), М., 1971; Манн Т., Философия
Ницше в свете нашего опыта, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Файгингер Г.,
Ницше как философ, М., 1902; Трубецкой Е. Н., Философия Ницше, М., 1904;
Bertram E., Nietzsche, В., 1918; Jaspers К., Nietzsche, 3 Aufl., В., 1950;
Wo Iff Н. М., Fr. Nietzsche. Der Weg zum. Nichts, Bern, 1956; К a u f m
a n n W., Nietzsche: Philosopher, psychologist, antichrist, N. Y., 1956;
Heidegger M., Nietzsche, Bd 1 - 2, Stuttg., 1961; P u t z P., F. Nietzsche,
Stuttg., 1967; R i e s W., Grundziige des Nietzsche-Verstandnisses in der
Deutung seiner Philosophie, Maulburg, 1967; R e i с h e r t H. W., S с
h 1 e с h t a K., International Nietzsche. Bibliography, Chapel Hill, 1968;
Muller-Lauter W.. Nietzsche, В.- N. Y., 1971. Ал. В. Михайлов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я