"НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ"
(нем. "Neue
Sachlichkeit"). магический реализм, течение в немецкой живописи и графике
1920-х гг. Возникшее как реакция на индивидуалистич. бунт и формальные
крайности экспрессионизма, оно было связано с очередной волной неоклассицизма
в
европ. иск-ве и сближалось в общих установках с такими совр. течениями,
как "метафизическая живопись"в Италии и т. н. неоэнгризм во Франции.
Идеологич. хаосу бурж. общества, лихорадочному ритму совр. жизни мастера
" Н. в." пытались противопоставить своего рода модель кристаллически
ясного, мистифицированного, будто бы реального мира. Воссоздавая этот искусств,
мир в преувеличенно-чётких, тщательно детализированных формах, одни художники
(А. Канольдт, К. Мен-зе, Г. Шримпф и др.) невольно выражали в своих произв.
ощущение отчуждённости отд. личности от бездушной, механистич. действительности.
Другие мастера "Н. в.", утрируя её выразит, средства, придавая им характер
гротеска, сознательно сообщали своему творчеству острокритич. социальную
направленность (О. Дике, Ж. Грос и др.).
А. Канольдт. "Натюрморт 5". 1924.
Частное собрание. Стокгольм.
Лит.: Рейнгардт Л., "Новая вещественность"
и риджионализм, в сб.: Модернизм..., [2 изд.], М., 1973, стр. 208-16; Roh
F., Nach-Expressionismus..., Lpz., 1925; Schmied W., Neue Sachlichkeit
und magischer Realismus in Deutschland. 1918 - 1933, Hannover, 1969.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я