НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА
(2-я треть 12
- нач. 16 вв.), одна из наиболее значит, школ др.-рус. иск-ва, сложившаяся
в Новгороде в период феод, раздробленности и сыгравшая большую роль
в развитии рус. культуры. Активность и известный демократизм обществ, жизни
Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность иск-ва
Н. ш., сравнительно свободное проникновение в него отголосков совр. жизни,
ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой,
пластич. мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода
Киевской
Руси (Софийский собор, 1045- 1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря,
начат
в 1119) при относительной сложности её пространств, композиций. Более скромны,
интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й пол. 12 в. (Спаса на
Нередице,
1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185-92; Георгия в Старой Ладоге,
2-я пол. 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на иск-во Византии
и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия
в Старой Ладоге; иконы "Устюжское благовещение", Третьяковская гал., Москва,
и "Ангел Златые власы", Русский музей, Ленинград) проявился самобытный
демократизм местного искусства - главным образом во фресках церквей Благовещения
в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью
и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с нар. творчеством,
мажорная красочность и обобщённость, декоративная графичность отличают
ряд икон 13 - нач. 14 вв. ("Еван, Георгий и Власий", Рус. музей). С кон.
13 - нач.
14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим
культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архит. композиции,
используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения
фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352,
см. Болотова).
В стройных торжеств, сооружениях 2-й пол. 14- нач.
15 вв. (Фёдора Стратилата церковь, 1360-61; Спаса на Ильине церковь,
1374)
известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются
с тектонич. ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378,
Феофан
Грек), Фёдора Стратилата на Ручье (2-я пол. 14 в.), Успения на Волотовом
поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью
и свободой движения, драматич. экспрессией письма; линейно-графич. иконописные
приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалёве (1380), Рождества
на кладбище (1380- 1390-е гг.). В иконописи кон. 14-15 вв. отразились нар.
представления и верования, события истории города ("Флор и Лавр", "Битва
новгородцев с суздальцами- в Третьяковской гал.); замечательны в ней артистич.
выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм
и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном иск-ве Н. ш. .велика роль
плетёного орнамента, Новгородская школа. Инициал из.Евангелия. 2-я пол.
13 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград.
Новгородская школа. Церковь Успения
на Во лотовом поле, близ Новгорода. 1352. План.
А. Новелла.
Ж. Ж. Новер.
Лит.: Лазарев В. Н., Искусство Новгорода,
М., 1947; его же, Новгородская иконопись, М., 1969; История русского искусства,
т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, 6, М., 1966-68; Древнерусское
искусство. Художественная культура Новгорода, М., 1968. М. И. Андреев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я