"НОВЫЙ РОМАН"

"НОВЫЙ РОМАН" условное обозначение
художеств, практики мн. франц. писателей 50-60-х гг. 20 в. (Н. Саррот,
А. Роб-Грийе, М. Бютор, К. Симон, К. Мориак и др.), к-рые провозгласили
структуру традиционной прозы исчерпанной и отмежевались от непосредственных
предшественников - экзистенциалистов. Их сближают самые общие особенности
художеств, проблематики, связанные с тенденцией к утрате личности и господству
различных форм отчуждения и конформизма в совр. оурж. обществе.
Художеств, проблематика делает "Н. р." вариантом более широкого идейно-лит,
течения, охватывающего и драму (С. Беккет). Отмежёвываясь не только
от экзистенциалистской идеи "свободного выбора" как первоосновы человеческого
бытия, но и от традиций франц. романа 19 в., где внутр. установки героя
и его стремление воплотить субъективный мир в пределах наличной действительности
отливались в формы устойчивого характера и неповторимой социальной судьбы-биографии,
"неороманисты" исходят из мысли о принципиальной несовместимости истинной
природы современного человека и его обществ, роли; отсюда два типа персонажей
- воплощения анонимных "общих мест" социальной жизни (персонажи "Золотых
плодов" Саррот, "Званого обеда" Мориака) и "герои", пытающиеся не только
выявить, но и отстоять подлинную структуру и смысл собств. жизни (герой
"Мартеро" Саррот, герой "Изменения" Бютора).


С точки зрения "неороманистов", человек,
поглощённый и отчуждённый стихией мыслительных стереотипов или подавляемый
вещными формами враждебного ему мира ("В лабиринте" Роб-Грийе), способен
совершить нравственное открытие, сделать своё сознание средоточием истинных
ценностей, но не может превратить их в эффективный принцип практич. существования
- обрести индивидуальное лицо и индивидуальную судьбу. Поэтому-то нередко
в "Н. р." традиционный романич. сюжет - "история" героя - уступает место
его духовной "предыстории", а глубины сокровенного человеческого сознания
предстают как "магма", не оформленная реальным жизненным опытом. К тому
же автор отказывается от позиции всеведущего демиурга, на первый план выдвигается
точка зрения, ракурс одного или нескольких персонажей.


Перестройка структуры прозы привела к появлению
новых объектов и новых способов их изображения - так возник "вещизм" Роб-Грийе
(подчёркнуто бесстрастное описание предметов внешнего мира, лишающее их
человеческого смысла), "подразговор" Саррот (общезначимая стихия подсознательного),
полифонич. тексты Бютора (мозаика мыслей, восприятий, эссе). В ряде случаев
приёмы "неороманистов" получили плодотворное содержательное наполнение
("Изменение" Бютора, "Вы слышите их?" Саррот). Однако игнорирование целостных
характеров, фетишизация формы (в ряде теоретич. "манифестов"), а также
декларируемое противопоставление познават. способности иск-ва и идеологии
служат для советской критики основанием рассматривать "Н. р." как разновидность
модернизма.


Лит.: Роман, человек, общество.
На встрече писателей Европы в Ленинграде, "Иностранная литература", 1963,
№ 11; Великовский С., В лаборатории расчеловечивания искусства, в сб.:
О современной буржуазной эстетике, в. 1, М., 1963; Балашова Т., Французский
роман 60-х годов, М., 1965; Nouveau roman: hier, aujourd'hui, v. 1-2
P., 1972. Г. К. Косиков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я