НОМИНАЛИЗМ
(лат. nominalis - относящийся
к именам, именной, от nomen - имя), философское учение, согласно к-рому
имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.
е. именами отд. единичных "сущностей" - реальных или идеальных, а суть
только общие имена, своего рода переменные, вместо к-рых можно подставлять
имена единичных сущностей (напр., вместо имени "человек" - имена "Пётр",
"Павел", "Анна", "Мария" и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются
не к классу вещей "как целому", а порознь к каждой отд. вещи из нек-рой
совокупности (множественности), к-рую наз. классом, но к-рую нельзя понимать
как вещь или субстанцию: классы не существуют как вещи, а только как мысленные
образы или абстракции. В силу применимости ко многим отд. вещам имена свойств,
классов и отношений наз. ещё иначе универсалиями. Универсалии, согласно
Н.,- это имена имён, а не сущности (как для схоластич. реализма) или
понятия (как для -концептуализма): "...если мы говорим, что живое
существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует
понимать не так, будто человек или камень - универсалии, а лишь так, что
соответствующие слова (живое существо, камень и т. д.) - универсалии, т.
е. имена, общие многим вещам; представления же (conceptus), соответствующие
этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata)
различных живых существ и других вещей" (Г о б б с Т., Избр. произведения,
т. 1, М., 1964, с. 66).
Истоки Н. восходят к античности.
Его
первые представители в ранней античности - Лнтисфен и Диоген
Синопский, противники "мира идей" Платона, положившие номиналистич.
точку зрения в основу этики; в поздней - Марциан Капелла, номиналистически
излагавший логику. В раннее средневековье Н. (тогда, собственно, и появились
термины "Н." и "номиналисты") выделяется как реакция на рационалистич.
мистицизм неоплатоников. Номиналистич. интерпретация нек-рых теологич.
догматов (Беренгаром Турским, Росцелином) вызвала недовольство церкви
- Н. был осуждён Суассонским собором (1092). Однако это не остановило филиации
номиналистич. идей, продолжавшейся в позднее средневековье в области филос.
антропологии (Генрих Гентский), психологии (А. де Серешаль), логики (Пётр
Испанский, У. Оккам, Ж. Буридан). Тогда же Н. начал конституироваться
как философия отделяющейся от схоластики опытной науки (Николай из Отрекура,
Николай Орем). По словам В. И. Ленина, в борьбе средневековых номиналистов
и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов и идеалистов (см. Поли.
собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 37). В эпоху Возрождения с её обращением
к опыту, в противовес схоластич. абстракциям, Н. находит мн. сторонников
(Л. Балла, X. Вивес, Низолий). В новое время он переходит
преимущественно уже в форме сенсуализма: Т. Гоббс, Дж. Локк и
франц. материалисты - с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм - с
другой.
Именно в этот период закладываются основы той семиотич. доктрины, к-рая
характерна для совр. Н.: значение абстракции не является контекстно свободным;
на абстракции следует смотреть как на "символические фикции" - термины,
смысл к-рых определяется контекстом, а употребление служит своего рода
сокращающим приёмом для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных
объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много.
Удобное для выражения определённых фактов правильное употребление абстракций
должно быть обусловлено умением исключать их из любого контекста, доказывая
их непротиворечивость разысканием подходящей эмпирич. модели (см. Верификация).
Идея исключения абстракций стала одной
из центральных идей совр. математич. Н.- особой точки зрения на основания
математики, возникшей в нач. 20 в. в Польше (С. Лешневский, Л. Хвистек,
Т. Котарбиньский, А. Тарский и др.), США (Н. Гудмен, У. Куайн, Л. Генкин,
Р. Мартин) и в др. странах в ответ на известное возрождение платонизма
в концепциях множеств теории, в особенности на ничем не ограниченное
введение абстракций как сущностей (см. Абстракции принцип),
к-рое
ведёт к парадоксам. Матем. номиналисты предприняли ряд попыток построить
математику без парадоксов, основываясь на идее использования
формальных
систем (формальных языков), в терминах к-рых удаётся выразить многие
абстракции математики и таким образом исключить их, заменив соответствующей
"языковой моделью". Логика, лежащая в основе этих систем, понимается при
этом в духе номиналистической традиции: существуют ("первично", "сами по
себе", вне мышления и речи) только чувственно воспринимаемые индивиды,
и только они (их собственные имена или
дескрипции)
могут
быть значениями предметных переменных логич. языка, образуя истинный "универсум
рассуждения" (предметную область) любой науч. теории. Поэтому единственной
приемлемой с точки зрения Н. логикой является узкое исчисление предикатов
(см. Логика предикатов). Номиналистич. программа в известной мере
обосновывается теоремой Крейга об устранимости абстрактных терминов из
языка любой науч. теории (см. Craig W., On axiomatizability wihin a system,
"The Journal of Symbolic Logic", 1953, v. 18), однако полная практич. реализация
этой программы представляется неосуществимой.
Лит.: История философии, т. 1, М.,
1957; Р в а ч ё в Л. А., Математика и семантика. Номинализм как интерпретация
математики, К., 1966; Яновская С. А., Проблемы введения и исключения абстракций
более высоких (чем первый) порядков, в кн.: Проблема знака и значения,
М., 1969; Ледников Е. Е., Критический анализ номиналистических и платонистских
тенденций в современной логике, К., 1973; В е t h E. W., L'existence en
mathematiques, P.- Louvain, 1956; С а г г ё М., Realists and nominalists,
Oxf., 1961; Philosophy of mathematics, Oxf., 1964. М. М. Новосёлов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я