НОТНОЕ ПИСЬМО
нотация (от лат.
notatio - записывание, обозначение), система графич. знаков, применяемых
для записи музыки, а также сама запись музыки. Зачатки Н. п. относятся
к далёкому прошлому. Уже в Др. Греции существовала буквенная система обозначения
звуков, фиксировавшая лишь их высоту, а не длительность. Она удержалась
в муз. практике до 10 в., когда греч. буквы были заменены латинскими (в
этом варианте и в 20 в. применяется для обозначения отд. звуков и тональностей).
В ср. века получило распространение невменное Н. п.; особые знаки - невмы,
записывавшиеся
над словесным текстом, служили для напоминания мелодий песнопений. Позднее
для более точного обозначения высоты звуков стали употреблять горизонтальные
линии. В 11 в. итал. муз. теоретик Гвидо д'Ареццо ввёл систему четырёх
нотных линий, явившуюся прототипом совр. нотного стана. В начале линий
он поместил буквенные знаки, обозначавшие высоту записанных на них звуков;
эти знаки явились прототипами совр. ключей. В дальнейшем число линий было
доведено до 5, а невменные знаки заменены нотами с квадратными головками.
Эта система, широко применявшаяся для записи григорианского хорала, наз.
хоральной нотацией. Следующим этапом была т. н. мензуральная нотация, фиксировавшая
как высоту, так и длительность звуков. Одновременно в 15-17 вв. существовала
буквенная или цифровая система, называемая табулатурой
и служившая
для записи инструментальной музыки. Как в совр. цифровой системе, применяющейся
для упрощения обучения игре на нек-рых нар. инструментах, в ней обозначались
не сами звуки, а струны и лады на грифе (для струнных инструментов). В
17-18 вв. аккорды записывали при помощи цифр над или под нотами басового
голоса - т. н. генерал-бас.
На Руси с кон. 10 в. в православном церк.
пении существовало безлинейное знаменное, или крюковое, Н. п. (см. Знаменный
распев, Крюки); в 17 в. был осуществлён постепенный переход от крюкового
письма к пятилинейной нотной системе.
Совр. Н. п. наглядно обозначает звуковысотное
положение нот и их метроритмич. соотношения. Вместе с развитой системой
дополнит, темповых, динамических, выразительных и др. обозначений оно позволяет
точно фиксировать нотный текст муз. произведений; в то же время такая фиксация
не является однозначной, и исполнитель, не отступая от нотного текста,
всегда даёт произведению собственную интерпретацию (см. Исполнение музыкальное).
Представители
авангардистских муз. течений 20 в. ввели новые исполнительские обозначения,
к-рые, однако, не получили широго распространения. Нек-рые из этих композиторов
далекоотходят от традиционных форм Н. п., давая в нотной записи только
намёки, к-рые реализует сам исполнитель. Существует особая система фиксации
нотного текста для слепых.
Лит.: Нюрнберг М., Нотная графика,
Л., 1953; Wolf J., Handbuch der No-tationskunde, Bd 1-2, Lpz., 1913-19.
В.
А. Вахромеев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я