НУС

НУС (греч. nus - мысль, ум, разум),
одна из осн. категорий антич. философии, представляющая собой обобщение
всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе
и в человеке.


В ддз.-греч. натурфилософии (6-5 вв. до
н. э.) Н. тесно связан с чувственно-материальным космосом: по Демокриту,
Н. есть "бог в шаровидном огне"; по Эпихарму, солнце есть "всецело Н.";
по Архелаю, "бог есть воздух и Н." и т. п. Наиболее разработанную концепцию
Н. в этот период дал Анаксагор. Что касается Н. в человеческой душе, то
здесь в греч. натурфилософии можно наблюдать постепенный переход от недифференцированного
его понимания (таково отождествление в душе Н., знания, мнения и чувств,
ощущения) к противопоставлению его аффективно-волевой стороне, чувств,
восприятию и представлению, телу (Демокрит) и глазам (Эмпедокл).


Идеалистич. концепцию Н. как принципа мирового
порядка и гармонии развил Платон, трактуя взаимоотношение Н. и космоса
диалектически. Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое
целое, или мировой Н., к-рый есть форма форм и ощущение ощущений, актуально
мыслящая вечность, где каждая чувств, вещь имеет свою идею. Идеи эти Аристотель
мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Н. называл
перво-двигателем. Т. о., в учении о Н. не Платон, а скорее Аристотель является
отдалённым предшественником неоплатонизма.


Стоики (см. Стоицизм), считая Н.
божественным началом или судьбой, пантеистически трактовали его как огненный
и пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса. Однако уже у платонизирующих
представителей Средней Стой Панеция и Посидония (2-1 вв. до н. э.) Н. переставал
быть материальным и огненным, но превращался в мировой порядок, начиная
от чистого и абсолютного Н. и переходя через все ступени материального
бытия к природным явлениям и человеку. Нумений, уже близко стоявший к неоплатонизму,
высказывал взгляд на Н. как на демиурга. Один из учителей Плотина Аммоний
Саккас (3 в. н. э.) отчётливо отделял Н. от всего душевного и телесного.


Плотин (3 в. н. э.), переработав учения
Анаксагора, Платона и Аристотеля, развил учение о Н. как вечно-самоподвижной
соотнесённости бытия с самим собой. Н. у Плотина отличается как от "еди-


ного", так и от "души" и характеризуется
тождеством субъекта и объекта. Световая природа Н. разработана на основе
платоновских суждений. Детально представлено у Плотина учение о внутр.
восхождении человека к последней световой сосредоточенности в Н., а через
Н. и в "едином".


Ученики и последователи Плотина старались
дифференцировать и уточнить субъект-объектные отношения внутри самого Н.
Триадич. расчленение Н. дал Прокл (5 в. н. э.): мыслимое сущее, или прообраз;
мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь.


Антич. теория Н. имела огромное историко-филос.
значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного
начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому.
А.
Ф. Лосев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я