НЮ
(франц. nu - нагой, раздетый),
один из жанров изобразит, иск-ва, посвящённый изображению нагого тела,
преим. женского. Н. не является академич. штудией (служащей учебным целям
или подготовительным материалом к картине) и носит, как правило, гедонистич.
характер. В своём развитии Н. тесно связан с изображением обнажённого человеческого
тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи, утверждает ценность
земного, чувственного бытия. Н. зарождается в эпоху Возрождения в рамках
мифологич., аллегорич., историч. и бытового жанров. Изображения нагого
женского тела у Джорджоне, Тициана, Корреджо и др. воплощают идеальные
представления итал. гуманистов о женской красоте и часто овеяны философско-поэтич.
ассоциациями. Формирование Н. как жанра происходит в 17 в. с распространением
идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным
началом. В произведениях П. П. Рубенса пышные барочные формы, жизненная
прелесть юной цветущей красоты говорят о чувственном, полнокровном восприятии
мира ("Шубка", ок. 1638- 1640, Художеств.-ист. музей, Вена). Изображение
обнажённого женского тела стало гл. темой в картине Веласкеса "Венера с
зеркалом" (1651, Нац. гал., Лондон; илл. см. т. 4, вклейка к стр. 368).
Рембрандт отказывается от идеализации модели, трактует Н. в интимно-бытовом
плане ("Женщина, входящая в воду", 1655, Нац. гал., Лондон). В 18 в. Н.
широко распространяется в иск-ве франц. рококо (характерны утончённо-грациозные,
кокетливые, проникнутые откровенной чувственностью ню Ф. Буше). В 1-й пол.
19 в. Ж. О. Д. Энгр пытался противопоставить бурж. действительности идеальные,
классич. каноны красоты ("Источник", 1856, Лувр, Париж). В сер. 19 в. салонно-академич.
живописцы А. В. Бугро, А. Кабанель и др. используют Н. для создания слащавых,
эклектич. произв. В противовес им ранние ню Г. Курбе подчёркнуто демократичны.
Э. Мане окончательно порывает с мифологич. оправой ню, подчёркивая совр.
окружение модели ("Олимпия", 1863, Музей импрессионизма, Париж; илл. см.
т. 9, табл. XVIII, стр. 192-19?). В произв. О. Ренуара нагое женское тело
трактуется в единстве с пейзажем, изображается купающимся с свете и воздухе
("Ню на солнце", 1876, Музей импрессионизма). Более лирически-камерны ню
П. Боннара. В иск-ве 20 в. ню обычно связывается с поисками новых художеств,
средств выражения (П. Пикассо, Ж. Руо, К. ван Донген, А. Модильяни и др.),
что приводит к усилению экспрессивности образа, но зачастую сводится лишь
к формальному экспериментированию.
Лит.: Clark К., The nude into the
art, L.- N. Y., 1962. К. Г. Богемская.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я