ОБЛЕДЕНЕНИЕ САМОЛЁТА
опасное явление,
ухудшающее аэродинамич. характеристики и лётные качества самолёта, его
устойчивость и управляемость, увеличивающее лобовое сопротивление; О. с.
может нарушить работу двигателей, на-вигац. приборов и радиосвязь и привести
к катастрофе. Различают О. с. в полёте и наземное. Первое возникает гл.
обр. при столкновении самолёта с переохлаждёнными водяными каплями
облаков
и
осадков и их последующем замерзании. Толщина слоя льда на некоторых деталях
самолёта может достигать 10 см и более.
Характер отложения льда при О. с. в полёте,
его форма, структура, интенсивность образования определяются размерами
и концентрацией капель, а также процессами теплообмена обледеневающей поверхности.
Чем мельче капли и чем ниже скорость полёта, тем легче капли увлекаются
потоком воздуха, обтекающего самолёт, и, следовательно, тем меньшая их
доля сталкивается с самолётом. Чем выше темп-pa воздуха и скорость потока,
больше размеры и концентрация капель, тем более оптически однороден и прозрачен
слой льда и более неровна и бугриста его поверхность, что приводит к заметному
ухудшению условий обтекания несущих плоскостей (крыльев) самолёта. Оптическая
однородность при этом связана с тем, что процесс намерзания льда проходит
под тонкой плёнкой воды, не успевающей замерзнуть до осаждения следующих
капель. При низких температурах и малых концентрациях капель нарастает
гладкий (и, следовательно, менее опасный) лёд, к-рый благодаря наличию
воздушных включений непрозрачен и часто имеет молочно-белый цвет.
С увеличением скорости полёта растёт нагрев
поверхности самолёта, что приводит к росту испарения льда с неё при наличии
обледенения. При сверхзвуковых скоростях полёта нагрев и испарение велики
и О. с. мало вероятно, однако в этом случае наиболее опасно обледенение
двигателей, к-рое может происходить и в кристаллич. облаках и даже в безоблачной
атмосфере. Охлаждение всасываемого в двигатель воздуха в результате адиабатич.
расширения может привести к его пересыщению водяным паром, образованию
капель и обледенению входных частей двигателя. С О. с. в полёте ведётся
борьба как пассивная (правильный выбор маршрута и высоты полёта), так и
активная - подогревом или др. способами устранения льда. Наибольшее распространение
получили электрич. противообледенители с циклич. подогревом (см. также
Противообледенительное
устройство).
На земле О. с. возможно в результате намерзания
на поверхности самолёта переохлаждённого дождя или мокрого снега, поэтому
самолёт обычно зачехляют во время стоянки.
Лит.: М а з и н И. П., Физические
основы обледенения самолетов, М., 1957; Т р у н о в О. К., Обледенение
самолетов и средства борьбы с ним, М., 1965; Противообледенительные системы
летательных аппаратов, М., 1967,. И.П.Мазин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я