ОБРАБОТКА
в музыке, всякое видоизменение
оригинального нотного текста муз. произведения, преследующее определённые
цели, напр, приспособление его для исполнения любителями музыки, не обладающими
высокой техникой, использования в учебно-педагогической практике, исполнения
др. составом инструментов. В прошлом в Зап. Европе была распространена
полифонич. обработка напевов григорианского хорала, служившая до
16 в. основой всей многоголосной музыки. В 19-20 вв. большое значение приобрела
О. нар. мелодий, к-рая чаще наз. их гармонизацией. Обработку нар.
мелодий осуществляли Мн. крупные композиторы: И. Гайдн, Л. Бетховен, И.
Брамс, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К.
Лядов и др. О. многоголосного сочинения для др. состава исполнителей часто
наз. аранжировкой, переложением, а в случаях, когда произведение
обрабатывается для исполнения оркестром,- оркестровкой. О. сочинения (обычно
пьесы для одного инструмента - фп., скрипки и т. п.), сводящаяся к более
широкому применению в нём виртуозного начала при сохранении прежнего исполнительского
состава, нередко наз. транскрипцией.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я