ОБРАЗ
в философии, результат и идеальная
форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-историч.
практики, на основе и в форме знаковых систем. На чувств, ступени познания
образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне логич.
мышления - понятия, суждения и умозаключения. О. имеет своим объективным
источником предметы и явления материального мира; в этом смысле О. вторичен
по отношению к своему оригиналу. Материальный субстрат О.- соответствующие
нейрофизиологич. процессы, протекающие в коре головного мозга человека
или животного. Материальной формой воплощения О. выступают практич. действия,
язык, различные знаковые модели. Специфич. формой О. является художественный
образ.
Своеобразие О. заключается в том, что он
есть нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоят, бытия вне отношения
к своему материальному субстрату - мозгу и к объекту отражения. О. объективен
по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект. Но О.
объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений:
оригинал богаче своей копии. Однажды возникнув, О. приобретает относительно
самостоят, характер и играет активно-действенную роль в поведении человека
и животных. Он регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями.
См. Отражение и лит. при этой статье. А. Г. Спиркин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я