ОБРАЗ ЖИЗНИ
понятие, применяемое
в социальных науках для характеристики условий п особенностей повседневной
жизни людей в том или ином обществе. О. ж. определяется существенными чертами
и особенностями определённой общественно-экономической формации. Так, напр.,
говорят о буржуазном О. ж., о социалистическом О. ж. Внутри данной формации
в свою очередь различают особенности О. ж. того или иного класса, социального
слоя, гор. и сел. населения. Все существующие в обществе социальные различия
- между классами и социальными слоями, между городом и деревней, между
людьми умств. и физич. труда, между квалифицированными и неквалифицированными
работниками - находят своё отражение в их О. ж. Это даёт основание говорить
о различных видах (или подвидах) О. ж. внутри каждого общества, причём
нек-рые из них могут находиться даже в отношении противоположности друг
к Другу (напр., при капитализме паразитич. О. ж. буржуа, особенно рантье,
и О. ж. трудового человека; гор. О. ж. и "идиотизм деревенской жизни" и
т. д.). О. ж. охватывает типич. для данного общества, класса, социального
слоя условия и формы жизнедеятельности людей. Они вытекают прежде всего
из их способа производства. "...Способ производства надо рассматривать
не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования
индивидов. В еще большей степени, это - определенный способ деятельности
данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный
образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То,
что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством
- совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, к а к они производят.
Что представляют собой индивиды - это зависит, следовательно, от материальных
условий их производства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с.
19). В сходном смысле классики марксизма-ленинизма нередко употребляли
и понятие "уклад жизни", к-рое можно рассматривать как совокупность объективных
компонентов "образа жизни".
О. ж. охватывает все существ, сферы деятельности
людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования
людьми своего свободного времени, их участие в политич. и обществ, жизни,
формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие
в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на О. ж. сказываются
не только экономич. отношения, но и общественно-политич. строй, культура
и мировоззрение людей. В свою очередь О. ж. людей оказывает решающее влияние
на их образ мыслей.
О. ж.- социологпч. категория, более богатая
по сравнению с экономич. категорией "уровень жизни", к-рая выражается гл.
обр. количеств, показателями. К ним обычно относят уровень заработной платы
и средний доход на душу населения, уровень цен на предметы широкого потребления,
средние нормы потребления на душу населения и т. д. О. ж. включает в себя
наряду с количественными и качеств, характеристики условий и форм жизнедеятельности
людей.
Понятие "О. ж." подменяется нек-рыми бурж.
социологами понятием "стиль жизни", к-рый рассматривается как объект индивидуального
выбора человека. По мнению амер. социолога А. Тофле-ра, для века научно-технич.
революции характерно возрастающее разнообразие "стилей жизни". "Поэтому
иностранец, попадающий ныне в американское, английское, японское или шведское
общество наших дней, должен выбирать не из четырех - пяти основных классовых
стилей жизни, но буквально из сотен различных возможностей" (Т о f f l
e r A., The Future shook, L., 1970, p. 306). Др. бурж. социологи утверждают,
что растущее единообразие О. ж. (и богатые, и бедные якобы одинаково одеваются,
курят одни и те же сигареты и т. д.) ведёт к стиранию классовых антагонизмов.
За внешней противоположностью этих точек зрения скрывается стремление отделить
О. ж. от классовой принадлежности людей. Между тем в обществе, расколотом
на антагонистич. классы, нет и не может быть единого О. ж. Здесь, по словам
В. И. Ленина, "у каждого общественного слоя свои „манеры жизни", свои привычки,
свои склонности" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 342).
Глубокие различия в О. ж. закрепляют классовую
дифференциацию. "Поскольку миллионы семей,- писал К. Маркс,- живут в экономических
условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы
и образование образу жизни, интересам и образованию других классов,- они
образуют класс" (М арке К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 208).
Органич. чертами бурж. О. ж. являются глубокая
противоположность между людьми, владеющими и лишёнными средств производства,
между богатством и нищетой, эксплуатация труда, дискриминация по половому,
возрастному и нац. признакам, постоянная угроза безработицы, к-рая превращается
в действительность для части трудящихся, классовые, имуществ. барьеры в
получении образования. Всё это порождает у трудящихся неуверенность в завтрашнем
дне, унижает человеч. достоинство. Господство частной собственности на
средства производства, культивирование прибыли, материального успеха в
качестве идеала и мерила человека порождают индивидуализм, конкуренцию
и рознь между людьми. Угрожающие размеры приобрели преступность, наркомания,
порнография. Характерной чертой бурж. О. ж. является также отстранение
от активного участия в обществ, жизни широких масс трудящихся, к-рые лишь
в борьбе против капитализма, монополий завоёвывают и расширяют свои демократич.
права. Идеологии потребительства, насаждаемой пропагандистами бурж. О.
ж., рабочий класс противопоставляет борьбу за подлинное достоинство трудящегося
человека, требования гарантий занятости, возможности овладеть достижениями
науки и культуры.
Социалистич. О. ж. преодолевает и преобразует
унаследованные от прошлого уклады жизни. Он характеризуется господством
обществ, собственности, освобождением труда от эксплуатации, единством
коренных интересов рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, всех
наций и народностей. Общество развивается на основе единого гос. плана;
социалистическая система хозяйства гарантирует отсутствие кризисов и безработицы.
Труд становится мерилом чести и достоинства человека, его положения в обществе,
а право на труд и его справедливую оплату входят в число важнейших принципов
социалистич. общества. В условиях социализма, утвердившегося в СССР, функционирует
бесплатная система среднего и высшего образования и выплачиваются стипендии
всем успевающим студентам. Трудящимся обеспечено бесплатное медицинское
обслуживание. Так, по обеспеченности врачебным персоналом СССР занимает
первое место в мире.
Успешно преодолеваются ещё имеющиеся в
условиях социализма существенные различия между городом и деревней, между
физич. и умств. трудом, между работниками разной квалификации с целью создания
равных возможностей для развития способностей всех членов общества. Важную
роль в этом играют растущие фонды обществ, потребления, что способствует
выравниванию условий развития людей (возможности получения образования,
воспитания детей, охраны здоровья, пользование благами культуры и др.).
Социалистич. О. ж. гармонически сочетает рост материального благосостояния
с развитием духовных потребностей людей, рост пром. потенциала с оздоровлением
окружающей человека среды, неизмеримо обогащает жизнь людей, насыщает её
творческим содержанием, способствует утверждению новых норм и ценностей
- коллективизма, гуманизма и интернационализма. Осуждению
подвергаются пренебрежение обществ, благом, стремление к наживе, стяжательству,
эгоизм и мещанство, ведётся активная борьба с предрассудками и пережитками
прошлого. Социалистич. О. ж. характеризуется совершенствованием социалистич.
демократии, возрастанием роли широких масс трудящихся во всех сферах обществ,
деятельности, их сознательным участием в политике, управлении всеми делами
государства.
Психологии людей в социалистич. обществе
присущи социальный оптимизм, вытекающий из уверенности всех в своём будущем,
взаимной заботы общества о каждом человеке и каждого человека об обществе,
чувство хозяина страны. Г. Е. Глезерман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я