ОБСКАЯ ГУБА

ОБСКАЯ ГУБА залив Карского м. у
берега материка Азия, между п-овами Ямал и Гыданский. Дл. 800 км, шир.
от 30 до 90 км. Преобладающие глубины 10-12
м. Зап. берег
низменный, вост. преим. возвышенный и обрывистый. На В. от О. г. ответвляется
Тазовская губа. Впадает р. Обь. Большую часть года покрыт льдом. Приливы
полусуточные, их величина 0,7 м. Величина сгонно-нагонных колебаний
уровня до 2 м. На зап. берегу порт-Новый Порт.


О<БСКО-ИРТЫШСКОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ,
основные
воднотранспортные узлы, организующие перевозки грузов и пассажиров по pp.
Обь, Иртыш, их притокам, связывающие пром. и с.-х. районы страны с приречными
пунктами. Продолжительность эксплуатац. периода в портах-пристанях бассейна
120-200 суток. При отсутствии развитой сети жел. и автомоб. дорог на Западно-Сиб.
равнине О.-И. б. р. п. играют важную роль в организации перевалки и отправления
грузов для р-нов Томской и Тюменской обл. В бассейне (1973) имеется св.
260 портов, пристаней и остановочных пунктов общего пользования и св. 150
причалов пром. предприятий.


С 60-х гг. началось усиленное развитие
О.-И. б. р. п. в связи с ростом объёма продукции нефтяной и газовой пром-сти
в Зап. Сибири. Построены Тюменский, Томский, Тобольский, Сургутский порты,
причалы в Омском и Новосибирском портах. Строится (1973) порт в Колпашево.
Имеющееся погрузочно-разгрузочное оборудование обеспечивает приём и обработку
всех типов судов совр. речного флота.


В портах и пристанях бассейна (1973) выполнено
9,1% общего объёма погрузки-выгрузки на причалах системы Министерства речного
флота РСФСР, из них комплексно-механизированным способом- 95,5%. Использовалось
12,5% парка перегрузочных машин Министерства речного флота РСФСР.


Осн. порты от верховьев Оби: Новосибирск,
Томск, Сургут, Лабытнанги; от верховьев Иртыша: Павлодар, Омск, Тобольск,
Тюмень.


Новосибирский речной порт (осн. в 1936)
расположен на правом берегу Оби, в черте г. Новосибирска, в 2954 км
от
устья. Отправляет пром.-прод. товары, машины, оборудование, строит, грузы,
уголь; принимает круглый лес, пиломатериалы, минерально-строит. грузы,
пром.-прод. товары. Доля погрузки-выгрузки грузов (1973) составляет ок.
15% всех погрузочно-разгрузочных работ бассейна. Соединён подъездной ж.-д.
веткой с сетью жел. дорог. Построен (1973) пасс, район с речным вокзалом.


Томский речной порт (1963) расположен на
правом берегу р. Томь, в 68 км от устья. Отправляет пром.-прод.
товары, машины, оборудование, уголь, строит, грузы; принимает лес, с.-х.
продукты. Доля погрузки-выгрузки (1973) составляет ок. 16% всего объёма
погрузочно-разгрузочных работ бассейна. В работе порта 85% занимает добыча
песчано-гравийной смеси и отправление её в Тюменскую, Омскую области. Порт
связан с железнодорожной сетью. Предусматривается строительство 2-й очереди
порта.


Сургутский речной порт (1964) расположен
на правом берегу Оци, в 1497 км от устья, в черте г. Сургут Тюменской
обл. Крупнейший порт прибытия грузов в бассейне. Принимает пром.-прод.
товары, машины, оборудование, строит, грузы для предприятий нефтяной и
газовой пром-сти. С выходом в Сургут ж. д. порт будет переваливать грузы
для приречных пунктов ср. Оби с ж.-д. транспорта на суда. В порту ведётся
(1973) стр-во ремонтно-отстойного пункта флота. Значит, объёмы строит,
грузов, оборудования, нефтепродуктов принимаются на причалах пром. предприятий.
Причалы строящейся Сургутской ГРЭС оборудованы совр. перегрузочной техникой,
в т. ч. для подъёма грузов весом до 250 т.


Омский речной порт (1951) расположен в
черте г. Омска по обоим берегам Иртыша у пересечения его Транссибирской
ж.-д. магистралью, в 1858 км от устья. Отправляет хлеб, пром.-прод.
товары, пиломатериалы, уголь, металл, строит, грузы, оборудование, машины.
Принимает минерально-строит. грузы, лес, хлеб. Крупнейший перевалочный
порт. На его долю падает 31% общего объёма погрузочно-разгрузочных работ
бассейна. Правобережный и левобережный районы порта связаны с ж.-д. магистралью.
Имеется совр. пасс, район с вокзалом.


Тюменский речной порт (1963) расположен
на р. Туре, в 188 км от устья, в черте г. Тюмени. Имел большое значение
в первый период освоения нефтегазовых районов Западной Сибири. С вводом
в эксплуатацию Тобольского речного порта его значение уменьшается. Отправляет
пром. и прод. грузы, машины, оборудование, строит, грузы. Связан с ж.-д.
магистралью. Доля погрузки-выгрузки (1973) составляет ок. 3% общего объёма
погрузочно-разгрузочных работ бассейна.


Тобольский речной порт (1969) расположен
в искусственно созданном ковше на прав, берегу Иртыша, в 651
км от
устья. Отправляет пром.-прод. товары, оборудование, строит, материалы.
Связан с ж.-д. магистралью Тюмень - Тобольск - Сургут.


Пристань Лабытнанги (1948) расположена
на левом берегу Оби, в 278 км от устья, у выхода ж. д. Печора -
Лабытнанги к р. Оби. Осуществляет перевалку грузов, идущих из северо-западных
районов страны в пункты ниж. Оби, Обской и Тазовской губ (Салехард, Надым,
Тазовский и другие). Отправляет пром. и прод. товары, оборудование, машины,
строит, грузы, принимает лес в плотах. Приём и отправление грузов в основном
производится с причалов пром. предприятий. В. Ф. Березин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я