ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
состояние массового
сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям
и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и
отд. личностей. О. м. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной
и директивной функциях - занимает определённую позицию, даёт совет или
выносит решение по тем или иным обществ, проблемам. В зависимости от содержания
высказываний О. м. выражается в оценочных, аналитич., конструктивных суждениях.
О. м. регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе,
вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии
и т. д.) и насаждая определённые нормы обществ, отношений. Наконец, в зависимости
от знака высказываний О. м. выступает в виде позитивных или негативных
суждений.
О. м. действует практически во всех сферах
жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определённы.
В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты
и события действительности, к-рые вызывают обществ, интерес, отличаются
значимостью и актуальностью.
О. м. действует как в рамках общества в
целом, так и в рамках различных классов и социальных групп. В этом смысле
можно говорить не только об О. м. всей страны, но и об О. м., напр., рабочего
класса, молодёжи, республики или района, лиц одной профессии, работников
данного предприятия, членов данной орг-ции и т. п. Применительно к названным
общностям носителем (субъектом) О. м. может выступать как общность в целом,
так и любые составляющие её образования (группы) - независимо от содержания
их суждений, от того, высказываются ли они "за" или "против", образуют
ли они "большинство" или "меньшинство". В соответствии с этим по своей
структуре О. м. может быть монистичным, единодушным и плюралистичным, состоящим
из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.
В каждом конкретном случае содержание и
другие характеристики О. м. (степень однородности, знак высказываний и
другие) определяются рядом факторов - структурой (прежде всего социальной)
высказывающейся общности, степенью совпадения интересов входящих в неё
различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т. п. Процессы формирования
и функционирования О. м. могут протекать стихийно, независимо от деятельности
тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом
целенаправленного действия разного рода гос. учреждений, политич. орг-ций,
науч. и др. центров.
Складывающееся на различных по глубине
уровнях обществ, сознания - на уровне теоретич. знания (науки) и на уровне
обыденного сознания, отражающее разнообразные интересы различных социальных
групп, О. м. может быть в большей или меньшей степени истинным или ложным,
адекватным или иллюзорным.
В развитом обществе привычными каналами
(и формами) выражения О. м. являются: выборы органов власти, участие масс
в законодат. и исполнит, деятельности, пресса и иные средства массовой
коммуникации, собрания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое распространение
имеют также и высказывания, вызываемые политическим, исследовательским
и т. п. интересом и принимающие форму референдумов массовых обсуждений
к.-л. проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т.
д.
Активность функционирования и фактич. значение
О. м. в жизни общества определяются существующими социальными условиями
- всеобщими, связанными с характером производств, отношений, классовой
структуры общества, уровнем развития производит, сил, культуры и т. п.,
и специфическими, связанными с развитостью демократич. институтов и свобод,
в первую очередь свободы выражения мнений - слова, печати, собраний, манифестаций.
Огромное значение имеют и гарантии действенности О. м.
В совр. капиталистич. обществе О. м. формируется
в первую очередь под влиянием бурж. источников информации и пропаганды
и используется господствующими классами в системе идеологич. управления,
в т. ч. в качестве средства манипулирования сознанием людей.
При социализме, в условиях ликвидации социальных
антагонизмов, качеств, изменений в социальной структуре, культуре, установления
социально-политич. и идейного единства общества, О. м. рабочего класса,
крестьянства, интеллигенции едино по коренным проблемам обществ, развития
и выражается Коммунистической партией, др. обществ, организациями трудящихся.
О. м.- активный субъект гос. и обществ, управления, включённый непосредственно
в процесс принятия решений органами управления. Эта исторически новая роль
О. м. усиливается по мере дальнейшего развития общества, в связи с изменениями
экономич., социальных, политич., технич. и др. условий функционирования
О. м. и находит своё выражение в усложнении функций О. м., расширении границ
проблем, о к-рых судит общественность, возрастании степени глубины и компетентности
высказываний О. м. и т. д.
Лит.: Ленин В. И., После выборов
в Америке, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22; его же, Государство и революция,
там же, т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36;
его же, Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти",
там же; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37;
К е л л е В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959;
У ледов А. К., Общественное мнение советского общества, М., 1963; Г р у
ш и н Б. А., Мнения о мире и мир мнений, М., 1967; Bogardus E. The making
of public opinion, N. Y., 1951; Reader in public opinion and communication,
ed. B. R. Berelson, M. Janowitz, 2 ed., Glencoe, 1953; Society for the
psychological study of social issues. Public opinion and propaganda, ed.
D. Katz [a. o.], N. Y., 1954; S a u v у A., L'opinion publique, P., 1956;
S t q e_t z e 1 J
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я