Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ часть
фонда потребления национального дохода, идущая на удовлетворение потребностей
членов социалистич. общества сверх фонда оплаты по труду. О. ф. п. призваны
обеспечить планомерное воздействие гос-ва на формирование структуры расходов
и потребления населения в интересах постепенного, по возможности более
быстрого сближения и выравнивания социально-экономич. положения членов
общества, социальных групп, слоев и классов. Выплаты и льготы из О. ф.
п. являются одной из основных форм социалистич. распределения наряду с
заработной платой, премией, доходами от личного подсобного х-ва (см. Фонд
потребления).



Выплаты и льготы из О. ф. п. осуществляются
в форме расходов гос. бюджета на просвещение, здравоохранение и физкультуру,
на социальное обеспечение и т. п., в форме расходов предприятий и производств,
объединений из их фондов социально-культурных мероприятий и жилищного стр-ва,
в форме расходов из централизованных союзных фондов социального страхования
и социального обеспечения колхозников и др. Поступления из О. ф. п. имеют
либо форму бесплатного (или льготного) предоставления материальных благ
и услуг, либо форму ден. выплат (в нач. 70-х гг. их объёмы были примерно
равны).


Осн. экономич. функция О. ф. п. - распределение
части фонда личного потребления с целью создания достаточно равных с точки
зрения общества условий для удовлетворения определённого круга важных потребностей
представителями различных обществ, групп, слоев и классов. При социализме
ещё нет полного социально-экономич. равенства; степень необходимости удовлетворения
одних и тех же потребностей различна для общества в целом и для представителей
различных социальных групп, слоев, классов. Это касается в особенности
ряда духовных и социальны:: потребностей (напр., потребностей в образовании
и культурном развитии, в создании страховых запасов на случай утраты трудоспособности
и др.). В системе уже сложившихся потребностей семей, на к-рую члены общества
ориентируют структуру своих расходов, эти потребности, как правило, не
занимают такого места, к-рое они должны были бы занимать для обеспечения
коренного обществ, экономич. интереса - постепенного достижения социально-экономич.
равенства. Общество (в лице социалистич. гос-ва) активно воздействует на
процесс формирования структуры фактически удовлетворяемых потребностей,
с тем чтобы планомерно обеспечивать структуру потребления, при к-рой материальные
условия для развития способностей к труду были бы относительно равными
для представителей разных социальных групп, слоев и классов. Социалистич.
гос-во выполняет эти функции, если через распределение материальных и духовных
благ из О. ф. п. обеспечивает возможность для представителей любой социальной
группы получить образование (в т. ч. высшее), иметь доступ ко всем культурным
ценностям, развивать свои способности и в соответствии с ними занять положение
в социалистич. произ-ве и обществе. В связи с этим социальные группы и
слои, связанные с умственным трудом, с творческой деятельностью, теряют
свою замкнутость и воспроизводятся не на своей собственной узкой социальной
базе, а на базе всего общества. Именно на этой основе при социализме вырастает
трудовая интеллигенция, пополнение рядов к-рой идёт за счёт людей, имеющих
разное социальное происхождение. Помимо этой осн. функции, О. ф. п. имеют
и нек-рые др. экономии, функции, в частности при помощи О. ф. п. общество
облегчает внедрение прогрессивных форм удовлетворения потребностей (к-рые
В. И. Ленин называл "ростками коммунизма" - см. Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 39, с. 25), а также распространение более экономных форм совместного
потребления. Объём выплат и льгот из О. ф. п. определяется уровнем и темпами
развития социалистич. произ-ва, а также быстротой преобразований в ходе
осуществления социальной политики социалистич. гос-ва.

Выплаты и льготы из общественных фондов
потребления в СССР



































































Годы


Общий объём, млрд.
руб.


В расчёте на душу
населения, руб.


1927/28


0,2


1,3


1940


4,6


24


1950


13,0


72


1960


27,3


127


1965


41,9


182


1970


63,9


263


1973


78,0


310



Структура расходов из общественных фондов
потребления в СССР, %





































































1940


1972


Расходы на просвещение
Из них стипендии . . . Расходы на здравоохранение и физкультуру Расходы
на социальное


43,5 4,0


21,7 19,6



29,0 2,1


14,8 36,8



Из них: пенсии


6,5


27,1


пособия


10,9


8,9


В том числе:
пособия по временной нетрудоспособности




5,5


пособия по беременности
и родам, на предметы ухода и кормление ребёнка Дотации государства на содержание
жилищного фонда


...


1,5 5,1


Оплата очередных
отпусков рабочим, служащим и колхозникам




11,9


Прочие расходы




2,4





В совокупном доходе семей рабочих пром-сти
СССР выплаты и льготы из О. ф. п. составили 14,5% в 1940, 22,3% в 1972;
в доходах семьи колхозника соответственно 14,9% и 20,0%.


За счёт О. ф. п. обеспечивается бесплатное
образование, включая высшее, выплачиваются стипендии студентам, оказываются
бесплатная мед. помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание, выплачиваются
гос. пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам, организуется отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивается
массовость физич. культуры и спорта, оплачиваются ежегодные отпуска, удерживается
на низком уровне квартирная плата, содержатся детские дошкольные учреждения
и т. п.


В совр. условиях, когда в качестве главной
выдвинута задача значительного подъёма материального и культурного уровня
жизни народа, существенно возрастает роль О. ф. п. Они используются гос-вом
в
интересах
создания более благоприятных условий для всестороннего развития личности,
более полного удовлетворения широкого круга интеллектуальных и социальных
потребностей, повышения размеров пенсий, стипендий, пособий и льгот. Введение
ден. пособий на детей малообеспеченным семьям с 1 нояб. 1974 служит в руках
гос-ва дополнит, средством решения проблемы ликвидации малообеспеченности.
Ряд выплат и льгот из О. ф. п. связан с величиной заработной платы (оплата
отпусков, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и т. п.), что
способствует усилению материальной заинтересованности трудящихся. Однако
необоснованное форсирование роста О. ф. п. может приводить к неэффективному
их использованию, отвлекать средств больше, чем объективно необходимо,
и тем самым сокращать объём средств, к-рые могли бы быть направлены на
усиление материальной заинтересованности.


В ходе социалистич. и коммунистич. строительства
круг потребностей, полностью или частично обеспечиваемых О. ф. п., изменяется,
меняются и формы распределения О. ф. п. Это связано в первую очередь с
решением одних и выдвижением др. социально-экономич. задач, с возрастанием
возможностей социалистич. общества по мере его развития. В перспективе
О. ф. п. перерастут в коммунистические, существенным образом изменив свои
функции, структуру и формы.


Социально-культурные фонды в капи-талистич.
странах (для страхования от необеспеченности в старости, при безработице
и болезни, для обеспечения бесплатного или удешевлённого обучения в массовой
школе, льготное или бесплатное предоставление ряда мед. услуг и т. п.)
имеют лишь внешнее сходство с О. ф. п. Коренное различие между О. ф. п.
как формой социалистич. распределения и социально-культурными фондами при
капитализме заключается в диаметральной противоположности их социального
предназначения. Гл. экономич. функция социально-культурных фондов при капитализме
- удешевить в интересах капиталистов рабочую силу путём развития массового
совместного удовлетворения ряда потребностей трудящихся на уровне, вытекающем
из требований совр. произ-ва. На степень развития этих фондов решающее
влияние оказывают классовая борьба трудящихся и успехи социалистич. стран
в экономич. соревновании двух мировых систем. Бурж. идеологи спекулируют
на внешнем сходстве этих фондов и О. ф. п. при социализме, всячески стараясь
обойти различие в их осн. экономич. функциях.


Лит.: Маркс К., Критика Готской
программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Л е н и н В. И.,
Государство и революция, гл. 5, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; Программа
Коммунистической партии Советского Союза, М., 1974; Материалы XXIV съезда
КПСС, М., 1971; Государственный пятилетний план развития народного хозяйства
СССР на 1971-1975 годы, М., 1972; Бузляков Н. И., Общественные фонды потребления
(Основные методы планирования), М., 1964; Р а к и т с к и й Б. В., Общественные
фонды потреби ления как экономическая категория, М., 1966; Басов В. И.,
Общественные фонды потребления и бюджет, М., 1967.
Б. В. Ракитский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я