ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
часть
фонда потребления национального дохода, идущая на удовлетворение потребностей
членов социалистич. общества сверх фонда оплаты по труду. О. ф. п. призваны
обеспечить планомерное воздействие гос-ва на формирование структуры расходов
и потребления населения в интересах постепенного, по возможности более
быстрого сближения и выравнивания социально-экономич. положения членов
общества, социальных групп, слоев и классов. Выплаты и льготы из О. ф.
п. являются одной из основных форм социалистич. распределения наряду с
заработной платой, премией, доходами от личного подсобного х-ва (см. Фонд
потребления).
Выплаты и льготы из О. ф. п. осуществляются
в форме расходов гос. бюджета на просвещение, здравоохранение и физкультуру,
на социальное обеспечение и т. п., в форме расходов предприятий и производств,
объединений из их фондов социально-культурных мероприятий и жилищного стр-ва,
в форме расходов из централизованных союзных фондов социального страхования
и социального обеспечения колхозников и др. Поступления из О. ф. п. имеют
либо форму бесплатного (или льготного) предоставления материальных благ
и услуг, либо форму ден. выплат (в нач. 70-х гг. их объёмы были примерно
равны).
Осн. экономич. функция О. ф. п. - распределение
части фонда личного потребления с целью создания достаточно равных с точки
зрения общества условий для удовлетворения определённого круга важных потребностей
представителями различных обществ, групп, слоев и классов. При социализме
ещё нет полного социально-экономич. равенства; степень необходимости удовлетворения
одних и тех же потребностей различна для общества в целом и для представителей
различных социальных групп, слоев, классов. Это касается в особенности
ряда духовных и социальны:: потребностей (напр., потребностей в образовании
и культурном развитии, в создании страховых запасов на случай утраты трудоспособности
и др.). В системе уже сложившихся потребностей семей, на к-рую члены общества
ориентируют структуру своих расходов, эти потребности, как правило, не
занимают такого места, к-рое они должны были бы занимать для обеспечения
коренного обществ, экономич. интереса - постепенного достижения социально-экономич.
равенства. Общество (в лице социалистич. гос-ва) активно воздействует на
процесс формирования структуры фактически удовлетворяемых потребностей,
с тем чтобы планомерно обеспечивать структуру потребления, при к-рой материальные
условия для развития способностей к труду были бы относительно равными
для представителей разных социальных групп, слоев и классов. Социалистич.
гос-во выполняет эти функции, если через распределение материальных и духовных
благ из О. ф. п. обеспечивает возможность для представителей любой социальной
группы получить образование (в т. ч. высшее), иметь доступ ко всем культурным
ценностям, развивать свои способности и в соответствии с ними занять положение
в социалистич. произ-ве и обществе. В связи с этим социальные группы и
слои, связанные с умственным трудом, с творческой деятельностью, теряют
свою замкнутость и воспроизводятся не на своей собственной узкой социальной
базе, а на базе всего общества. Именно на этой основе при социализме вырастает
трудовая интеллигенция, пополнение рядов к-рой идёт за счёт людей, имеющих
разное социальное происхождение. Помимо этой осн. функции, О. ф. п. имеют
и нек-рые др. экономии, функции, в частности при помощи О. ф. п. общество
облегчает внедрение прогрессивных форм удовлетворения потребностей (к-рые
В. И. Ленин называл "ростками коммунизма" - см. Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 39, с. 25), а также распространение более экономных форм совместного
потребления. Объём выплат и льгот из О. ф. п. определяется уровнем и темпами
развития социалистич. произ-ва, а также быстротой преобразований в ходе
осуществления социальной политики социалистич. гос-ва.
Выплаты и льготы из общественных фондов
потребления в СССР
Годы
|
Общий объём, млрд.
руб. |
В расчёте на душу
населения, руб. |
1927/28
|
0,2
|
1,3
|
1940
|
4,6
|
24
|
1950
|
13,0
|
72
|
1960
|
27,3
|
127
|
1965
|
41,9
|
182
|
1970
|
63,9
|
263
|
1973
|
78,0
|
310
|
Структура расходов из общественных фондов
потребления в СССР, %
|
1940
|
1972
|
Расходы на просвещение
Из них стипендии . . . Расходы на здравоохранение и физкультуру Расходы на социальное |
43,5 4,0
21,7 19,6 |
29,0 2,1
14,8 36,8 |
Из них: пенсии
|
6,5
|
27,1
|
пособия
|
10,9
|
8,9
|
В том числе:
пособия по временной нетрудоспособности |
|
5,5
|
пособия по беременности
и родам, на предметы ухода и кормление ребёнка Дотации государства на содержание жилищного фонда |
...
|
1,5 5,1
|
Оплата очередных
отпусков рабочим, служащим и колхозникам |
|
11,9
|
Прочие расходы
|
|
2,4
|
В совокупном доходе семей рабочих пром-сти
СССР выплаты и льготы из О. ф. п. составили 14,5% в 1940, 22,3% в 1972;
в доходах семьи колхозника соответственно 14,9% и 20,0%.
За счёт О. ф. п. обеспечивается бесплатное
образование, включая высшее, выплачиваются стипендии студентам, оказываются
бесплатная мед. помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание, выплачиваются
гос. пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам, организуется отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивается
массовость физич. культуры и спорта, оплачиваются ежегодные отпуска, удерживается
на низком уровне квартирная плата, содержатся детские дошкольные учреждения
и т. п.
В совр. условиях, когда в качестве главной
выдвинута задача значительного подъёма материального и культурного уровня
жизни народа, существенно возрастает роль О. ф. п. Они используются гос-вом
в
интересах
создания более благоприятных условий для всестороннего развития личности,
более полного удовлетворения широкого круга интеллектуальных и социальных
потребностей, повышения размеров пенсий, стипендий, пособий и льгот. Введение
ден. пособий на детей малообеспеченным семьям с 1 нояб. 1974 служит в руках
гос-ва дополнит, средством решения проблемы ликвидации малообеспеченности.
Ряд выплат и льгот из О. ф. п. связан с величиной заработной платы (оплата
отпусков, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и т. п.), что
способствует усилению материальной заинтересованности трудящихся. Однако
необоснованное форсирование роста О. ф. п. может приводить к неэффективному
их использованию, отвлекать средств больше, чем объективно необходимо,
и тем самым сокращать объём средств, к-рые могли бы быть направлены на
усиление материальной заинтересованности.
В ходе социалистич. и коммунистич. строительства
круг потребностей, полностью или частично обеспечиваемых О. ф. п., изменяется,
меняются и формы распределения О. ф. п. Это связано в первую очередь с
решением одних и выдвижением др. социально-экономич. задач, с возрастанием
возможностей социалистич. общества по мере его развития. В перспективе
О. ф. п. перерастут в коммунистические, существенным образом изменив свои
функции, структуру и формы.
Социально-культурные фонды в капи-талистич.
странах (для страхования от необеспеченности в старости, при безработице
и болезни, для обеспечения бесплатного или удешевлённого обучения в массовой
школе, льготное или бесплатное предоставление ряда мед. услуг и т. п.)
имеют лишь внешнее сходство с О. ф. п. Коренное различие между О. ф. п.
как формой социалистич. распределения и социально-культурными фондами при
капитализме заключается в диаметральной противоположности их социального
предназначения. Гл. экономич. функция социально-культурных фондов при капитализме
- удешевить в интересах капиталистов рабочую силу путём развития массового
совместного удовлетворения ряда потребностей трудящихся на уровне, вытекающем
из требований совр. произ-ва. На степень развития этих фондов решающее
влияние оказывают классовая борьба трудящихся и успехи социалистич. стран
в экономич. соревновании двух мировых систем. Бурж. идеологи спекулируют
на внешнем сходстве этих фондов и О. ф. п. при социализме, всячески стараясь
обойти различие в их осн. экономич. функциях.
Лит.: Маркс К., Критика Готской
программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Л е н и н В. И.,
Государство и революция, гл. 5, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; Программа
Коммунистической партии Советского Союза, М., 1974; Материалы XXIV съезда
КПСС, М., 1971; Государственный пятилетний план развития народного хозяйства
СССР на 1971-1975 годы, М., 1972; Бузляков Н. И., Общественные фонды потребления
(Основные методы планирования), М., 1964; Р а к и т с к и й Б. В., Общественные
фонды потреби ления как экономическая категория, М., 1966; Басов В. И.,
Общественные фонды потребления и бюджет, М., 1967.
Б. В. Ракитский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я