ОБЪЕКТ

ОБЪЕКТ (позднелат. objectum - предмет,
от лат. objicio - бросаю вперёд, противопоставляю), то, что противостоит
субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. О.
становятся те существующие независимо от человека и его сознания вещи,
к-рые включаются в человеческую деятельность. При этом объективная реальность
выступает как О. для каждого познающего индивида в формах деятельности,
языка и знаний (в частности, логич. категорий), выработанных историч. развитием
общества.


Движение познания от эмпирич. уровня к
теоретическому сопровождается, как правило, появлением т. н. теоретич.
О., существенно отличных от эмпирических. Но эмпирич. и теоретич. О. не
представляют собой двух разных сфер деятельности. Такие предметы теоретич.
познания, как идеальные газы, идеально твёрдые тела и др. идеализации,
реально
не существуют в качестве О., а представляют лишь необходимый для построения
теоретич. языка способ выделения и фиксации тех сторон О., к-рые не охватываются
во всей полноте своих свойств и в своих всеобщих связях в эмпирич. знании.
Что касается онтологич. статуса таких теоретич. О., как, напр., атомы,
элементарные частицы, то он в принципе не отличается от статуса макротел,
с к-рыми имеет дело эмпирич. познание: в этом и в другом случае знание
о теоретич. О., не сводимое по содержанию к эмпирич. знанию, используется
для объяснения поведения эмпирич. О. (напр., объяснение нек-рых особенностей
поведения макротел с помощью молекулярно-кинетич. теории). Т. о., во всех
случаях движение познания от эмпирии к теории есть не отход от "данного"
О. и его замещение нек-рым содержанием, произвольно конструируемым субъектом,
а способ реконструирования, т. е. глубокого теоретич. отражения подлинного
содержания О., к-рое не может быть адекватно выявлено на эмпирич. уровне.
Данная теоретико-познават. концепция, развиваемая диалектич. материализмом,
противостоит как тем филос. теориям, к-рые утверждают, что познаваемый
О. непосредственно дан субъекту и что деятельность последнего с "данностью"
всегда есть "отход" от О. (созерцательный материализм, позитивизм, феноменология),
так
и тем концепциям, к-рые считают, что О. есть "объективация" внутр. содержания
субъекта (кантианство, прагматизм и др.).


Лит.: Ленин В. И., Материализм и
эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские
тетради, там же, т. 29; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Лекторский
В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной
философии, М., 1965. В. А. Лекторский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я