ОБЪЕКТИВИЗМ

ОБЪЕКТИВИЗМ мировоззренческая позиция,
в основе к-рой лежит ориентация познания на социально-политич. "нейтральность"
и на воздержание от социально-критич. оценок, суждений о ценностях и целях
идеологически значимых проблем, а особенно от партийных выводов (см. Партийность).
Хотя
О. ратует за объективность знания, на деле он не только ограничивает и
сужает его (описательство, сциентизм),
но и маскирует социальный
и классовый субъективизм. Даже тогда, когда удаётся изолировать
истины действительно сами по себе нейтральные, О. ориентирует на служение,
хотя бы и неявное, господствующей консервативной или реакционной силе социального
"порядка вещей". О. выражает претензию на некую позицию, не затрагиваемую
противоречиями ист. процесса, а на деле лишь придаёт внешнюю респектабельность
беспринципному использованию знания в качестве средства для любых целей.
О. означает примирение с ненауч. и антинауч. идеологией, с к-рой он делит
сферы влияния, отдавая в её распоряжение все "субъективные" проблемы, проблемы
оценок, ценностей, постановки целей и т. п. Для О. в науках об обществе
характерен отказ от классового анализа (напр., теория деидеологизации),
от раскрытия деятельности и борьбы обществ, классов и групп, их ответственности
за определённое решение обществ, проблем. О. трактует субъектов истории
как марионеток фатального хода вещей, направляемых безличными факторами.
"Так называемая объективная историография заключалась именно в том, чтобы
рассматривать исторические отношения в отрыве от деятельности" (М а р к
с К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 3, с. 39, прим.). В трактовке иск-ва
О. проявляется в попытках изолировать художеств, произведение от социальных
противоречий, от нравств. проблем и лишить его активной гражданской роли;
в частности, О. соответствует тенденция натурал изма.


Понятие "О." было разработано В. И. Лениным
в связи с критикой им взглядов "легальных марксистов" П. В. Струве, М.
И. Туган-Барановского и др. Ленин подчёркивал, что марксист "... последовательнее
объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается
указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая
формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет
эту необходимость"; марксизм "...включает в себя... партийность, обязывая
при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной
общественной группы" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 418, 419). Марксист
вскрывает противоречия любого обществ, процесса, восходит к пониманию того,
кто и в какой степени является его субъектом (см. там же, т. 22, с. 101-02).
В совр. бурж. философии О. выражается в тенденции к сведению активных действий
ист. субъектов к следствиям вещественно-технич. факторов, а социальных
противоречий - к недостаткам технич. рационализации. Отвергая О., марксизм
раскрывает одновременно его апологетич. социальную функцию. Лит. см.
при ст. Партийность. Г. С. Батшцев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я