ОБЫЧАЙ
унасл едованный стереотипный
способ поведения, к-рый воспроизводится в определённом обществе или социальной
группе и является привычным для их членов. Термин "О." часто отождествляется
с терминами "традиция" и "обряд" ("ритуал"); однако традиции
охватывают
гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем
культурам, тогда как сфера О. ограничивается определёнными обществами или
областями обществ, жизни. Обряд же только разновидность О., символ
определённых социальных отношений, в то время как О. может быть и средством
практич. преобразования и использования различных объектов .
В качестве осн. регулятора отношений между
людьми О. выступает гл. обр. в архаич. (докапиталистич.) обществах, что
связано с устойчивым и неподвижным характером социальной жизни и слабым
развитием межкультурных отношений. О. служит средством приобщения индивидов
к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения
к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую
сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения. При этом
могут освящаться как реальные, так и воображаемые объекты (боги и т. п.).
В роли О. могут выступать производств, навыки, религ. обряды, гражд. праздники
и т. д. С появлением гос-ва и права целый ряд О. был санкционирован господствующим
классом и включён в систему правовых норм (см. Обычное право), в
связи с чем соблюдение О. обеспечивается гос-вом. С развитием капитализма,
расширением связей между различными культурами, секуляризацией обществ,
жизни и т. д. власть О. в целом оказалась подорванной. Динамизм совр. социальной
жизни, развитие пром-сти, средств массовой коммуникации,
урбанизация
усиливают этот процесс, выдвигая на первый план в качестве регулятора обществ,
деятельности социальные институты; О. сохраняются в наиболее "чистом" виде
в сфере быта, морали (нравы) и гражд. обрядности. Роль О. определяется
гл. обр. системой обществ, отношений, в к-рую они включены; в этой связи
О. разделяются на прогрессивные и реакционные, устаревшие.
В СССР и др. социалистич. странах ведётся
борьба с устаревшими О., утверждаются новые гражд. обряды и О., являющиеся
одним из факторов развития социалистич. обществ, отношений.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение
семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 21; Т а р д Г., Законы подражания, пер. с франц., СПБ, 1892;
Гофман А. Б., Левкович В. П., Обычай как форма социальной регуляции, "Советская
этнография", 1973, № 1; SumnerW., Folkways, L., 1958. А. Б. Гофман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я