ОГАРЁВ

ОГАРЁВ Николай Платонович [24.11
(6.12).1813 - 31.5(12.6).1877], русский революционер, публицист, поэт.
Род. в Петербурге. Из дворян. С 1830 учился в Моск. ун-те, где вокруг О.
и его друга А. И. Герцена возник студенч. кружок, ярко выраженной
политич. направленности. Летом 1834 О. вместе с нек-рыми др. участниками
кружка был арестован, в апр. 1835 сослан в Пензенскую губ. С 1839 получил
разрешение жить в Москве. С 1840 печатал стихи, сочувственно встреченные
В. Г. Белинским. 1841-46 провёл б. ч. в Германии, Италии, Франции; слушал
курс лекций по философии и естеств. наукам в Берлинском ун-те, посещал
мед. школу в Париже. С кон. 1846 жил в Пензенском имении. В 1850 вновь
арестован, но вскоре освобождён. В 1856 эмигрировал в Великобританию.


Мировоззрение О. складывалось гл. обр.
под воздействием движения декабристов, а также идей Великой франц.
революции, поэзии А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, ф. Шиллера, идей зап.-европ.
утопического социализма. Позднее, изучая нем. классич. философию Гегеля
и Фейербаха и естеств. науки, О. критически воспринял гегелевскую диалектику
в революц.-практич. духе и пришёл к философско-материалистич. мировоззрению.
В идейной борьбе 40-х гг. вместе с Белинским и Герценом стоял во главе
формирующегося революц.-демократич. направления. Более глубокое проникновение
О. в кон. 40-х гг. в экономич. условия жизни рус. народа, переоценка им
под влиянием поражения Революции 1848 зап.-европ. утопич. социализма привели
его к выводу о необходимости революц.-демократич. борьбы с существующим
в России строем.


Поселившись в Лондоне, О. присоединился
к начатой Герценом революц. пропаганде и возглавил вместе с ним Вольную
русскую типографию.
Был одним из инициаторов издания "Колокола" (1857-67),
на страницах к-рого выдвигал социально-экономич. программу уничтожения
крепостного права: предоставление крестьянам той земли, к-рой они фактически
владели; уничтожение чиновничества и введение выборного суда и управления;
ликвидация цензуры; отмена рекрутства и сокращение войска; свобода вероисповедания
и полная гласность. Теория "русского социализма", выдвинутая Герценом,
получила в статьях О. дальнейшее развитие. Гл. отличие социально-политич.
истории России от истории зап.-европ. народов он видел в сохранении в Росс,
империи коренных основ нар. быта (общины), не затронутых гос-вом, возникшим,
по мнению О., лишь из-за необходимости борьбы с монголо-тат. игом. Не признавая
существования в России феодализма, О. считал, что принцип частной помещичьей
собственности на землю, как и гос. устройство по европ. образцу, наука
и культура, привнесены в рус. жизнь Петром I. О. выступал за создание на
основе общинного строя нар. демократич. гос-ва, федеративной республики
самоуправляющихся общин, группирующихся в волости и уезды. "Записка о тайном
обществе", написанная О., содержала развёрнутый план организации обществ,
сил в целях коренного преобразования социального и политич. строя России.
В статьях и прокламациях О. развивал идею крест, революции, как организованного,
сознательного, руководимого действия. О. энергично поддерживал Польское
восстание 1863-64.
В кон. 50-х - нач. 60-х гг. О. участвовал в подготовке
и создании об-ва "Земля и воля". В целях прямой пропаганды в народе
Герцен и О. создали газету Общее вече (1862).
Н. П. Огарёв.
Н. В. Огарков.


С переводом Вольной рус. типографии в 1865
из Лондона в Женеву О. переселился в Швейцарию. В 1869-70 участвовал в
пропагандистско-агитац. кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева,
а
также в нечаевском "Колоколе". Итоги своих теоретич. исканий О. подвёл
в "Ответах на ст. Герцена „Между старичками" и на брошюру Бакунина „Постановка
революционного вопроса"" (1869). Признавая внутр. необходимость и закономерность
ист. процесса, О. решающую силу прогресса видел не в распространении знаний,
как он считал ранее, а в революции. Однако он недооценивал значения её
экономич. предпосылок, что отражало углубление народнич. тенденций в его
социалистических воззрениях.


Романтич. лирика О. первых пятнадцати лет
творчества пронизана поисками истины, справедливости, свободы, стремлением
постичь законы мира. Пессимистич. черты лирики О. выразились в цикле "Монологи"
(1844-47). Однако они содержали не только "гамлетовские" мотивы, но и веру
в будущее, идею отрицания как прогрессивную силу. Для лирики О. характерны
также публицистич. тенденции. Поэма "Юмор" (ч. 1-2, 1840- 1841, опубл.
1857 в Лондоне; ч. 3, 1867- 1868, опубл. в "Полярной звезде" за 1869 год)
занимает центр, место в поэтич. наследстве О. В ней сочетаются лирич. монолог
и дружеская беседа, письмо и дневник; исповедь с политич. сатирой. В эмиграции
поэзия О. стала частью его революц. борьбы. В литературно-критич. работах
он обосновывал идею обществ. назначения поэзии. В статьях об иск-ве и лит-ре
О. пропагандировал идеи реализма.


В 1873 О. вновь переехал в Великобританию.
В последние годы жизни сблизился с П. Л. Лавровым. Умер в Гринвиче
близ Лондона, где и был похоронен. В марте 1966 прах О. перевезён в Москву
на Новодевичье кладбище.


Соч.: Стихотворения, т. 1 - 2, М., 1904;
Избранные социально-политические и философские произведения, т. 1-2, М.,
1952-56; Избранные произведения, т. 1-2, М., 1956; Стихотворения и поэмы,
Л., 1961.


Лит.: Ленин В. И., Памяти Герцена,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21; е г о ж е, Из прошлого рабочей печати
в России, там же, т. 25; Г е р ц е н А. И., Былое и думы, Собр соч., т.
8-11, М., 1956-57; И о в ч у к М. Т., Философские и социологические взгляды
Н. П. Огарева, М., 1957; П у т и н ц е в В. А., Н. П. Огарёв. Жизнь, мировоззрение,
творчество, М., 1963; Л и н к о в Я. И., Революционная борьба А. И. Герцена
и Н. П. Огарёва и тайное общество "Земля и воля" 1860-х гг., М., 1964;
Рудницкая Е. Л., Н. П. Огарёв в русском революционном движении, М., 1969;
Тараканов Н. Г., Н. П. Огарев. Эволюция философских взглядов, М., 1974.
Е.
Л. Рудницкая.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я