ОДА

ОДА (от греч. ode' - песня), жанр
лирической поэзии и музыки. В античности слово "О." сначала не имело термино-логич.
значения, затем стало обозначать преим. написанную строфами лирич. хоровую
песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно
песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16-17 вв.) термин
"О." вошёл в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся
на антич. образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (П.
Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж. Драйден в Англии,
Г. Р. Векерлин в Германии). В эпоху классицизма (17-18 вв.) О. была
канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б.
Руссо, 3. Лебрен - Франция). Метрика и строфика её упростились, композиц.
приёмы регламентировались ("тихий" или "стремительный" приступ, наличие
отступлений, дозволенный "лирич. беспорядок"), выделились О. духовные,
торжественные ("пиндарические"), нравоучительные ("горацианские"), любовные
("анакреонтические"). В рус. поэзию О. входит впервые у В. К. Тредиаковского
(1734). Здесь борются две тенденции, одна - более близкая традиции барокко
(требование "восторга" - М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая - рационалистическая
- близкая просветительству (требование "естественности" - А. П. Сумароков,
М. М. Херасков). В эпоху предромантизма (кон. 18 в.) жанровые признаки
О. "расшатываются" (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации
антич. форм (Ф. Клопшток, Ф. Гёльдерлин - Германия). В эпоху романтизма
слово "О." уже применяется по отношению к стихотворению без канонич. жанровых
примет ("оды" П. Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А. Мандзони
и др.); в России оно тесно связано с традицией гражд. поэзии ("Вольность"
А. Н. Радищева, "Гражданское мужество" К. Ф. Рылеева). В 19-20 вв. жанровая
система в лирике размывается и понятие О. выходит из употребления, появляясь
в поэзии лишь эпизодически ("Ода революции" В. В. Маяковского ).


С 17 в. в зап.-европ. странах термин "О."
стал обозначать и вокально-инструментальное муз. произведение, написанное
для придворных праздников, в честь к.-л. события или знатного лица. В Англии
такие произв. были близки кантате (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.),
в Германии наряду с кантатоподооными О. (И. С. Бах, "Траурная ода"; Л.
Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и О. в виде песен с сопровождением.
В последующее время возникали О. для самых различных составов, в т. ч.
и чисто инструментальные; среди их авторов - Л. Керубини, Ф. Давид, Ф.
Лист, Ж. Визе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев ("Ода на окончание войны"
для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).
М.
Л. Гаспаров
(О. в поэзии).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я