ОДОЕВСКИЙ

ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович [1(13).8.1803,
Москва,- 27.2(11.3).1869, там же], русский писатель, философ, педагог,
муз. критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование
получил в Моск. университетском благородном пансионе (1816-22). В 1823-25
был пред, организованного им Об-ва любомудрия (см.
"Любомудры"). В
1824-25 вместе с В. К. Кюхельбекером издавал альманах
Мнемозина, в
1827-30 - один из осн. деятелей журн. Московский вестник, был соредак-тором
пушкинского Современника. В 1826 переехал в Петербург. С 1846 пом.
директора Публичной б-ки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор
в Москве. Обществ, деятельность О. весьма разностороння: он был одним из
создателей и гл. деятелей благотворительного Об-ва посещения бедных, издателем
журнала для крестьян "Сельское чтение", активно выступал с поддержкой реформ
1860-х гг. и др.


Филос.-эстетич. взгляды О. весьма противоречивы.
Воспитанный в атмосфере рационализма и просветительства, О. испытал затем
сильное влияние нем. идеалистич. философии и эстетики, особенно Ф. В. Шеллинга.
В
художеств, творчестве О. выступал и как продолжатель традиции просветит,
сатиры, автор дидактич. апологов и повестей ("Бригадир", 1833; "Княжна
Мими", 1834; "Княжна Зизи", 1839), и как признанный мастер фантастич. романтич.
повести ("Импровизатор", 1833; "Сильфида", 1837; "Саламандра", 1840; "Косморама",
1840). Среди неоконч. произв. О.- научно-фантастич. роман-утопия "4338-й
год" (опубл. 1926), романы "Иордан Бруно и Петр Аретино", "Самарянин",
"Русские ночи" (1844) - цикл из десяти новелл, обрамлённых филос. беседами,-
итоговое произв. рус. филос. романтизма 1830-х гг., отразившее характерную
для него атмосферу исканий, дум об осн. проблемах бытия и судьбах России.
С сер. 40-х гг. О. отошёл от лит. деятельности. В 1830-40-х гг. О. проделал
эволюцию, аналогичную пути Шеллинга от "философиитождества" к "философии
откровения" (что подтвердилось во время их личной встречи в 1842), в частности
под воздействием французского философа-мистика 18 в. Л. Сен-Мартена.
С
конца 1850-х гг. характерен возрастающий интерес О. к "опытному познанию"
мира. В мировоззрении О. своеобразно переплетаются славянофильские и западнические
мотивы.


О. явился одним из основоположников русского
классич. музыкознания. Он был первым истолкователем творчества М. И. Глинки,
пропагандировал произв. А. Н. Верстовского, А. Н. Серова и др., обосновывал
нац. самобытность рус. музыки. Ему принадлежат исследования в области нар.
песни и др.-рус. церк. музыки. Ряд статей О. посвящён творчеству В. А.
Моцарта, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера. В своих произв. он часто
обращался в духе романтич. традиции к темам муз. творчества и образам музыкантов
(новеллы "Себастиан Бах", "Последний квартет Бетховена"), Участвовал в
деятельности Рус. муз. об-ва, в создании Петербургской и Московской консерваторий.
Автор ряда музыкальных соч.


О. - один из видных рус. педагогов 19 в.,
автор ряда учебников, многочисл. методич. соч. и наставлений и т. д.


Соч.: Сочинения, ч. 1-3, СПБ, 1844; Русские
ночи, М., 1913; Избранные педагогические сочинения, М., 1955; Музыкально-литературное
наследие, М., 1956; Повести и рассказы, М., 1959.


Лит.: Белинский В. Г., Сочинения
кн. В. Ф. Одоевского. Поли. собр. соч., т. 8, М., 1955, с. 297-323; С а
к у л и н П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский,
т. 1, ч. 1 - 2, М., 1913; Манн Ю. В., В. Ф. Одоевский и его "Русские ночи",
в его кн.: Русская философская эстетика, М., 1969; История русской литературы
19 века. Библиогр. указатель, М. -Л., 1962, с. 510-15; Passage Ch. E.,
The Russian Hoffmannists, The Hague, 1963. В. И. Сахаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я