ОККАМ
(Ockham, Occam) Уильям (ок.
1285, Оккам, графство Суррей, - 1349, Мюнхен), английский философ, логик
и церк.-политич. писатель, представитель поздней схоластики. Монах-францисканец.
Учился и преподавал в Оксфорде. В 1323 в связи с обвинением в ереси был
вызван папой Иоанном XXII в Авиньон, где находился в течение 4 лет. Активно
поддерживал главу францисканского ордена Михаила из Цезены в его споре
с папой. С 1328 жил в Мюнхене при дворе противника папы императора Людвига
Баварского, к-рому О., по преданию, сказал: "Защищай меня мечом, а я буду
защищать тебя пером". Как политич. писатель О. выступал против претензий
папы на светскую власть, против абсолютизма церк. и светской власти; отстаивал
принцип чевангелич. бедности", предвосхитив во многом идеи Реформации.
О. был гл. представителем номинализма
14
в. Считая, что реальным существованием обладают только единичные субстанции
и их абс. свойства, О. полагал, что вне мышления т. н. универсалии суть
только имена, термины, обозначающие классы имён: термины первой и второй
интенции.
Терминам
первой интенции соответствуют науки "реальные" (о реальных предметах),
терминам второй интенции - "рациональные" (логика, грамматика и т. п.).
О. был одним из крупнейших логиков средневековья (см.
Логика,
раздел
История логики). В частности, ему принадлежит идея о том, что значение
термина всецело определяется его функцией в высказывании; в разработанной
им теории консеквенции он фактически различал материальную и формальную
импликацию, сформулировал двойственности принцип для конъюнкции
и дизъюнкции. Первичным познанием, по О., является интуитивное, к-рое включает
внешние восприятия и интроспекцию. Понятия, не сводимые к интуитивному
знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки:
"сущности не следует умножать без необходимости". Этот принцип, получивший
назв. "бритвы О.", сыграл важную роль в борьбе против ср.-век.
реализма,
теории
"скрытых качеств" и т. п. Считая, что между единичными субстанциями не
может существовать необходимой связи, О. ограничивал применение понятия
причинности сферой эмпирич. констатации. О. выступал за разделение сфер
философии и теологии (см. Двойственная истина); догматы религии
- сверхразумные предписания, относящиеся не к разуму, а к вере и воле.
Причём воле О., как и Иоанн Дуне Скот, отдавал приоритет перед разумом.
О. оказал значит, влияние на последующее развитие логики и философии, особенно
на Ж. Буридана, Николая из Отрекура и Т. Гоббса.
Соч.: Opera philosophica et theologica,
ed. S. Brown, v. 1 - 2, St. Bonaventura (N. Y.), 1967 - 70; Opera politica.
Accuraverunt J. G.Sikes, R. F. Bennett, H. S. Offler, v. 1 - 3, Manchester,
1940-63-.
Лит.: Abbagnano N., Guglielmo di
Ockham, Lanciano, [1931]; Hochstetter E-, Studien zur Metaphysik und Erkenntnislehre
W. von Ockham, В. -Lpz., 1927; Martin G., W. v. Ockham, В., 1949; В a u
d r у L., Guillaume d'Occam. Sa vie,!ses oeuvres, ses idees
sociales et politiques,v. 1, P., 1949 (имеется лит.); Moody E. A., The
logic of William of Ockham, N. Y., 1965. Г. Г. Майоров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я