ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА отрасль
дефектологии,
изучающая
проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно
отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации. Возникла в
нач. 19 в. как определённое направление в развитии медицины и педагогики.
Первыми воспитателями умственно отсталых детей в спец. отделениях при психиатрич.
лечебницах и спец. приютах были врачи. Франц. врач и педагог Э. Сеген разработал
в сер. 19 в. систему воспитания и обучения умственно отсталых детей, основанную
на развитии их активности, дееспособности с помощью спец. режима и особых
упражнений - тренировок органов чувств, внимания, моторики, воли. Во 2-й
пол. 19 в. с введением во мн. странах всеобщего нач. обучения усилилось
внимание к лёгким формам умственной отсталости детей; для них стали создаваться
спец. классы и школы. Становление О. за рубежом связано с именами Ж. Демора
и О. Декроли (Бельгия), Б. Меннеля и А. Фукса (Германия), А. Вине, Ж.
Филиппа и П. Бонкура (Франция). В разработку отечественной дореволюционной
и сов. О. значит, вклад внесли Е. К. Грачёва, М. П. Постов-ская, В. П.
Кащенко, А. Н. Граборов, Л. С.
Выготский, Г. М. Дульнев и др. Первый
вспомогат. класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908,
первая вспомогат. школа - в 1910.


В СССР воспитание и обучение детей с лёгкими
формами умственной отсталости осуществляется в спец. вспомогательных школах
и направлено на максимальную коррекцию недостатков их развития, подготовку
к трудовой деятельности, а следовательно, на их социальную реабилитацию.
Это достигается спец. организацией игровой, учебной и трудовой деятельности
умственно отсталых детей. Сов. олигофренопедагоги отвергают получившие
распространение за рубежом формальные тренировочные упражнения (сенсорно-моторная
культура, психич. ортопедия) как главное средство коррекции. Определяющее
значение имеют гигиенич. и охранительный режим, оберегающий нервную систему
ребёнка, организованный здоровый детский коллектив, привлечение детей к
общественно полезному труду во вспомогат. школе и вне её, единство и постоянство
требований школы и семьи. Сов. О. придаёт большое значение обогащению чувственного
опыта ребёнка, развитию его речи, рациональному использованию словесных
и наглядных методов в учебно-воспитат. процессе, практич. направленности
обучения. На основе динамич. психологопед, изучения умственно отсталых
детей осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому
ребёнку.


Олигофренопедагогов готовят дефектологич.
ф-ты пед. ин-тов (см. Педагогическое образование). Научно-исследовательская
работа в области О. ведётся в Н.-и. ин-те дефектологии АПН СССР и на кафедрах
дефектологич. ф-тов пед. ин-тов.


Лит.: Принципы отбора детей во вспомогательные
школы. Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 2 изд., М., 1960; Г р а б
о р о в А. Н., Очерки по олигофренопедагогике, М., 1961; Воспитательная
работа во вспомогательной школе. Под ред. Г. М. Дульнева, М., 1961; Пинский
Б. И., Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников,
М., 1962; Лурье Н. Б., Коррекционно-воспптательная работа с умственно отсталыми
детьми, М., 1962; Особенности умственного развития учащихся вспомогательной
школы, М., 1965; Д у л ь н е в Г. М., Основы трудового обучения во вспомогательной
школе, М., 1969; Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника,
М., 1970; 3 а м с к и и X. С., История олигофренопедагогики, М., 1974.
X.
С. Замский.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я