ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ прозопопея (от греч.
prdsopon - лицо и poieo - делаю), персонификация (от лат. persona - лицо,
личность и facio - делаю), особый вид метафоры: перенесение человеческих
черт (шире - черт живого существа) на неодушевл. предметы и явления. Можно
наметить градации О. в зависимости от функции в художеств, речи и лит.
творчестве. 1) О. как стилистич. фигура, связанная с "инстинктом персонификации
в живых языках" (А. Белецкий) и с риторич. традицией, присущая любой выразит,
речи: "сердце говорит", "река играет". 2) О. в нар. поэзии и индивид, лирике
(напр., у Г.Гейне, С. Есенина) как метафора, близкая по своей роли к психологич.
параллелизму: жизнь окружающего мира, преим. природы, привлечённая к соучастию
в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия. Лежащее
в основе таких О. уподобление природного человеческому восходит к мифологич.
и сказочному мышлению, с той существенной разницей, что в мифологии через
"родство" с человеческим миром раскрывается "лицо" стихии (напр., отношения
между Ураном - Небом и Геей - Землёй уясняются через уподобление бракосочетанию),
а в фольклорном и поэтич. твор-


честве позднейших эпох, напротив, через
олицетворённые проявления стихийно-естеств. жизни раскрываются "лицо" и
душевные движения человека. 3) О. как символ, непосредственно связанный
с центральной художеств, идеей и вырастающий из системы частных О. Так,
поэтич. проза повести А. П. Чехова "Степь" пронизана О.-метафорами или
сравнениями: красавец-тополь тяготится своим одиночеством, полумёртвая
трава поёт заунывную песню и т. п. Из их совокупности возникает верховное
О.: "лицо" степи, сознающей напрасную гибель своих богатств, богатырства
и вдохновения,- многозначный символ, связанный с мыслями художника о родине,
о смысле жизни, беге времени. О. такого рода близко к мифологич. О. по
своей общезначимости, "объективности", относительной несвязанности с психологич.
состоянием повествующего, но тем не менее не переходит черту условности,
всегда отделяющую искусство от мифологии.


Лит.: Белецкий А., Изображение живой
и мёртвой природы, в его кн.: Избранные труды по теории литературы, М.,
1964. И. Б. Роднянская.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я