ОПЕРЕНИЕ САМОЛЁТА

ОПЕРЕНИЕ САМОЛЁТА аэродинамич.
поверхности самолёта, обеспечивающие его продольную и путевую устойчивость
и управление им. Располагается обычно в хвостовой части, иногда в носовой
части фюзеляжа. По конструкции О. с. сходно с крылом самолёта; его
общая площадь составляет 0,25-0,5 площади крыльев.


О. с. различают по виду спереди (рис.),
сбоку и по виду в плане (прямоугольное, трапециевидное, эллиптическое,
а также стреловидное - для скоростных
Формы оперения самолётов (вид спереди):
а - крестовидная; б и в - Т-образные; г и д - двухки левые; е - трёхкилевая;
ж и з - V-образные.



самолётов). Передняя часть горизонтального
О. с., несущего руль высоты, наз. стабилизатором, а вертикального
О. с., несущего руль направления, - килем. Руль высоты пилот отклоняет
посредством ручки управления (отклонение её на себя вызывает подъём самолёта,
от себя - его спуск), руль направления - посредством педалей (при нажиме
ногой на правую педаль самолёт поворачивается вправо, на левую - влево).
Углы отклонения рулей обычно ±(25-30)°. Для поддержания надлежащей продольной
устойчивости самолёта стабилизатор обычно имеет подъёмный механизм, изменяющий
по желанию пилота атаки угол в пределах от +5° до -15°. Иногда подъёмный
механизм связывают с ручкой управления, заставляя стабилизатор работать
совместно с рулём высоты. Нередко рули упраздняют и получают цельно-поворотное
горизонтальное О. с. Таким же делают и вертикальное О. с. Кроме того, для
улучшения поперечной устойчивости самолёта, обеспечиваемой элеронами,
правую
и левую половины горизонтального О. с. связывают с элерон-ным управлением,
посредством к-рого элероны отклоняются в разные стороны (дифференциальное
управление). По этой схеме работают и рули V-образного О. с. С. Я. Макаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я