ОПОРЫ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
конструкции
для подвески проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи
(ЛЭП).
Осн. конструктивные элементы О. л. э.: стойки, фундаменты, траверсы, тросостойки
и оттяжки. Различают анкерные и промежуточные О. л. э. Жёсткая и прочная
конструкция анкерных опор выдерживает значит, усилия от натяжения проводов;
анкерные О. л. э. устанавливают в начале и в конце ЛЭП, на поворотах, при
переходах через водные преграды и в горах (т. н. переходные О. л. э.).
Промежуточные опоры имеют менее прочную конструкцию; они служат гл. обр.
для поддержания проводов и тросов на прямых участках трассы ЛЭП. О. л.
э. подразделяют также на транспозиционные (для изменения порядка расположения
фаз), ответвительные, перекрёстные, повышенные, пониженные и др. По числу
подвешиваемых проводов (цепей) О. л. э. разделяют на одно- и многоцепные;
по конструкции - на одностоечные, А-, П-и АП-образные, свободностоящие,
с оттяжками. Устанавливают опоры на железобетонных фундаментах или непосредственно
в грунте.
Рис. 1. Промежуточная деревянная
свободностоя-щая П-образная опора, укреплённая на бетонных пасынках.
Применяют деревянные, железобетонные и
металлич. О. л. э. Деревянные О. л. э. (рис. 1) устанавливают на ЛЭП напряжением
до 220 кв (преимущественно на ЛЭП напряжением до 20 кв и
в лесных р-нах). На изготовление О. л. э. обычно идут сосновые и лиственничные
столбы, пропитанные противогнилостным составом (антисептиком). Часто деревянные
О. л. э. укрепляют на железобетонных приставках (пасынках) или сваях. В
кон. 60-х гг. 20 в. за рубежом стали изготовлять О. л. э. из клеёной древесины,
что позволяло использовать короткомерный пиломатериал и увеличить прочность
опор. Деревянные О. л. э. дёшевы, сравнительно просты в изготовлении и
надёжны в эксплуатации. Первая в СССР крупная ЛЭП - Каширская ГРЭС - Москва
- напряжением НО кв и протяжённостью 120 км была сооружена
на деревянных опорах.
Более высокую механич. прочность имеют
железобетонные О. л. э. (рис. 2), конструкции к-рых были разработаны в
СССР впервые в 1933. Однако из-за отсутствия в то время индустриальной
базы массовое применение их на стр-ве ЛЭП всех напряжений началось лишь
в 1955. Преимущества железобетонных О. л. э.- простота конструкции и технологичность
заводского изготовления. Такие О. л. э. - обычно кольцевого или прямоугольного
сечения, их изготовляют в основном из предварительно напряжённого железобетона.
Наиболее распространены промежуточные одностоечные железобетонные О. л.
э. с металлическими траверсами, устанавливаемые непосредственно в грунте.
Кроме того, на ЛЭП напряжением НО-500 кв широко используют промежуточные
и анкерно-угловые железобетонные О. л. э. с оттяжками.
Рис. 2. Промежуточная железобетонная
одностоечная опора с оттяжками.
Металлич. О. л. э. (рис. 3) обладают меньшей,
чем железобетонные, массой и высокой механич. прочностью, что позволяет
создавать опоры значит, высоты, рассчитанные на большие нагрузки. Их применяют
на ЛЭП всех напряжений, часто в сочетании с железобетонными промежуточными
опорами. Металлич. О. л. э. незаменимы на линиях с большими механич. нагрузками
(напр., на переходах). Металлич. О. л. э. изготовляют в основном из стали,
в отд. случаях (за рубежом) из алюминиевых сплавов; для защиты от коррозии
их окрашивают или оцинковывают. По способу изготовления металлич. О. л.
э. делят на сварные, поступающие с заводов в виде готовых секций, и болтовые,
которые собирают на трассе из отдельных элементов (раскосов, стержней,
поясов) на болтах. Устанавливают металлические О. л. э. на фундаментах.
Рис. 3. Анкерная металлическая опора
на повороте ЛЭП.
Лит.: Правила устройства электроустановок,
4изд.,М.- Л., 1965; Справочник по строительству линий электропередачи,
3 изд., М., 1971. Ф. А. Магидин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я