ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ
(от лат. optimus
- наилучший и pessimus - наихудший), понятия, характеризующие ту или иную
систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного
или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего. В этом отношении
проявляются общая духовная атмосфера эпохи, особенно в периоды социальных
сдвигов, а также умонастроения обществ, групп и классов, идеология к-рых
выражает их восхождение к господству и стремление переустроить общество
на более справедливых началах или, наоборот,- упадочные настроения классов,
сходящих с историч. арены (напр., совр. буржуазия). О. и п.- это ценностная
(см. Ценность) сторона мировосприятия, в ней мир осмысливается лишь
с точки зрения соотношения в нём добра и зла, справедливости и несправедливости,
счастья и бедствий. Это общий тон и настрой, пронизывающий конкретное содержание
представлений, но не обусловливающий его строго однозначно. О. и п. могут
быть присущи как непосредственно-чувств. мироощущению, так и мировоззрению
в целом. В первом случае это светлый или мрачный эмоциональный тон восприятия
жизни и ожидания будущего, радостное приятие существующего или настроение
безысходности. Во втором - это учение о "сущности" мира, где добро и зло
часто онтологизируются, изображаются как независимые друг от друга начала
мира, а борьба между ними - как внутр. пружина или смысл наличных явлений,
происходящих событий, истории в целом.
Марксистское мировоззрение не имеет ничего
общего с этими идеалистич. и метафизич. концепциями О. и п. Науч. взгляд
на историю не допускает такого ценностного истолкования развития человечества,
в к-ром историч. восхождение изображается лишь как внешнее проявление борьбы
двух изначально существующих абс. начал - добра и зла. Представление о
том, что мир в целом "идёт к лучшему", характерно для обыденного сознания.
Предел этого движения (окончательная победа добра над злом) заключает в
себе логич. противоречие, т. к. добро и зло - понятия соотносительные,
и такое идеальное совершенство мира означало бы конец всякой истории. В
действительности мысль о борьбе добра со злом имеет смысл только применительно
к конкретному историч. моменту, и победа добра реально может означать только
решение к.-л. социальной проблемы, переход от не удовлетворяющего человека
состояния к лучшему будущему, к-рое выступает как цель социального действия.
По словам В. И. Ленина, "... мир не удовлетворяет человека, и человек своим
действием решает изменить его" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 195).
Понятие общественного прогресса в марксистской науке имеет в виду историческое
восхождение обществ, жизни, человеческой жизнедеятельности ко всё более
высоким (усложняющимся, более универсальным, свободным, сознательным и
т. п.) формам, измеряющееся не степенью осуществления раз и навсегда данных
понятий справедливости, счастья, благоденствия или извечной сущности человека,
а практич. решением задач, стоящих перед обществом в каждый историч. момент
(напр., социалистич. революция, строительство нового общества). Это движение
бесконечно (коммунизм есть начало подлинной истории), и каждая его новая
ступень относится к прошлой как разрешение её противоречий и коллизий,
т. е. как более совершенная. В этом смысле марксистское мировоззрение и
называют оптимистическим. О. Г. Дробницкий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я