ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ , составная< часть
внутренней торговли; начальная стадия обращения товаров, движение их от
производителей до предприятий розничной торговли или, в части средств произ-ва,
до предприятий - потребителей продукции. При социализме функции О. т.-
организация сбыта в нар. х-ве, т. е. концентрация продукции различных предприятий
пром-сти и с. х-ва, а также импортной продукции, её хранение, сортировка
и формирование ассортиментного комплекса, размещение по стране с учётом
нужд потребителей. К О. т. относятся также закупки и сбыт с.-х. продуктов
и сырья. По месту в процессе обществ. воспроизводства различается О. т.
средствами произ-ва и предметами потребления. О. т. средствами произ-ва
организационно отделяется от О. т. потребительскими товарами и составляет
особую отрасль обращения - материально-техническое снабжение. Движение
товаров через О. т. планируется гос-вом в соответствии с балансами произ-ва
и распределения товарных ресурсов. Чёткое разграничение функций пром. предприятий
и орг-ций, с одной стороны, и О. т.- с другой, при к-ром пром. предприятия
освобождаются от торг, функций и почти всю свою продукцию сдают орг-циям
О. т., устранение параллелизма в сбыте, позволяют сократить время и издержки
обращения
(они составляли в СССР в нач. 1970-х гг. ок. 1,5% к общему
обороту О. т.).


В СССР О. т. товарами нар. потребления
в основном сосредоточена в системе Мин-ва торговли СССР, осуществляется
8 специализированными орг-циями (конторами): Мясорыбторг, Бакалейторг,
Текстильторг, Торгодежда, Обувьторг, Хозторг, Культторг, Галантерейторг.
Кооперация
потребительская
имеет свою О. т., разветвлённую систему выходных, прифабричных
и обл. баз, контор, холодильников. Деятельность предприятий О. т. основывается
на договорных началах с производителями продукции и орг-циями (предприятиями)
розничной торговли. В договорах определяются объём, сроки и ассортимент
поставляемых товаров. О. т. через систему договоров с предприятиями-производителями
влияет на качество и ассортимент готовой продукции. Важную роль в установлении
связей пром-сти и торговли играют оптовые межреспубликанские и межобластные
ярмарки.


Совершенствуется технич. оснащение О. т.
С 1961 по 1973 кол-во складского оборудования увеличилось примерно в 5-6
раз. Строятся новые крупные предприятия О. т. (склады, холодильники), оснащённые
совр. техникой. В нач. 70-х гг. было 154 тыс. общетоварных и специализированных
складов (в 1940 - 105 тыс.), площадь их составила 25 тыс. м2
1940 - 7,8 тыс. м2), ёмкость специализированных товарных
складов увеличилась за те же годы в 2 раза, в т. ч. холодильников - почти
в 4 раза.


Принципы организации О. т. в зарубежных
социалистич. странах аналогичны принципам её организации в СССР.


При капитализме О. т.- это посредническое
звено между пром. и торг, капиталистами, а также между самими торг, капиталистами.
Объектами купли-продажи являются крупные партии товаров; через О. т. окончательно
реализуются только товары производств, потребления. Осн. формы О. т.: ярмарки;
товарные биржи (постоянно действующие оптовые рынки, где обычно
продаются массовые товары однородного качества, напр, хлопок, уголь, лес
и т. п.); аукционы, на к-рых гл. обр. происходит массовая продажа
с.-х. продуктов, пушнины и т. д. С развитием капитализма значение товарных
бирж как формы О. т. падает. Их заменяют разветвлённая сеть оптовых торг,
предприятий и многочисленные сбытовые агенты монополий. В развитых капиталистич.
странах реализация сырья, материалов, обычного оборудования совершается
большей частью через оптовые фирмы. Но сбыт заводских установок, техноло-гич.
линий, нуждающихся в спец. обслуживании, осуществляется, как правило, на
основе прямых связей между производств, предприятиями. См. также ст. Внутренняя
торговля.



Лит.: Гоголь Б. И., Экономика советской
торговли, М., 1971, разд. Оптовая торговля. С. П. Партшул.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я