ОПТОВАЯ ЦЕНА
при социализме, цена,
по к-рой предприятие или сбытовая орг-ция реализует свою продукцию др.
предприятиям и орг-циям. О. ц. отражает общественно необходимые затраты
труда на произ-во и реализацию продукции, стимулирует научно-технич. прогресс
и улучшение качества изделий через систему надбавок (скидок) за
качество. Различают О. ц. предприятия и О. ц. пром-сти. О. ц. предприятия
включает плановую среднеотраслевую себестоимость, отражающую затраты на
произ-во и сбыт данной продукции, а также нормативную прибыль в размере,
обеспечивающем нормально работающим предприятиям отрасли возможность внести
установленные платежи в бюджет, образовать фонды экономического стимулирования
и
покрыть др. финанс. расходы. Одной из разновидностей О. ц. предприятия
являются расчётные цены, применяемые в нек-рых отраслях пром-сти
и устанавливаемые с учётом различий в индивидуальных условиях произ-ва
отд. предприятий. О. ц. пром-сти отличается от О. ц. предприятия по товарам
нар. потребления на сумму налога с оборота и отчислений на содержание
сбытовых орг-ций, а при ценах франко-станция назначения - и на величину
транспортных расходов.
В связи с тем, что в О. ц. включаются расходы
по транспортировке продукции от места произ-ва до места её потребления,
применяются О. ц. франко-станция назначения (оплачиваются поставщиком)
или франко-станция отправления (оплачиваются потребителем). В нек-рых отраслях
(напр., в швейной пром-сти) О. ц. определяется путём вычета из розничной
цены торг, наценки (скидки). По срокам действия О. ц. делятся на постоянные,
временные, разовые и ступенчатые (скользящие). О. ц. используются в планировании
и учёте для оценки в ден. выражении объёма выпускаемой продукции, производительности
труда, издержек производства, эффективности капиталовложений, новой
техники и т. п. О. ц. на однородную продукцию едины для всей страны, но
на отд. виды продукции (напр., на лесоматериалы, уголь, руду) устанавливаются
поясные или зональные цены. В ходе экономич. реформы (1966) в основном
была решена задача приближения О. ц. к общественно необходимым затратам
на произ-во продукции, ликвидирована убыточность ряда отраслей добывающей
пром-сти, сократилось число планово-убыточных предприятий. В кон. 1966
- нач. 1967 в большинстве отраслей лёгкой и пищевой пром-сти, а с 1 июля
1967 во всех Отраслях тяжёлой пром-сти были введены новые О. ц. Общий индекс
О. ц. предприятий возрос по сравнению с 1966 на 9%, в т. ч. в отраслях
тяжёлой пром-сти - на 17,5% , О. ц. пром-сти - соответственно на 7 и 15%.
Индексы О. ц. отраслей лёгкой и пищевой пром-сти в 1967 практически остались
прежними. Изменение О. ц. в 1966-67 проведено без повышения розничных
цен на товары нар. потребления. Сохранены также цены на тракторы, с.-х.
машины и минеральные удобрения, продаваемые колхозам и совхозам. Совр.
О. ц. пром-сти ниже уровня 1949 на 37% , а О. ц. предприятий - на 24% .
В сравнении с 1940 общий уровень О. ц. пром-сти в 1972 был выше на 33%,
в т. ч. в отраслях тяжёлой пром-сти - на 12%, лёгкой - на 84% и .пищевой
- на 46%.
Изменение структуры оптовых цен промышленности,
%
|
1965
|
1972
|
||||
|
вся пром-сть
|
тяжёлая пром-сть
|
лёгкая и пищевая
пром-сть |
вся пром-сть
|
тяжёлая пром-сть
|
лёгкая и пищевая
пром-сть |
Оптовые цены
пром-сти |
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
издержки пром.
предприятий и сбытовых организаций |
74,7
|
81,3
|
67,6
|
73,5
|
76,8
|
69,1
|
прибыль пром.
предприятий и сбытовых организаций |
9,4
|
11,6
|
7,1
|
13,6
|
17,5
|
8,7
|
налог с оборота
|
15,9
|
7,1
|
25,3
|
12,9
|
5,7
|
22,2
|
Общий уровень О. ц. и его изменения утверждаются
Сов. Мин. СССР, а конкретные цены - Гос. комитетом цен и его органами,
а также Сов. Мин. союзных республик и нек-рыми союзными мин-вами в зависимости
от характера продукции и её значимости в хоз. обороте.
В зарубежных социалистич. странах также
применяются О. ц. В целом, хотя имеются нек-рые различия, они выполняют
те же функции, что и в СССР. О. ц. пром-сти в СССР соответствуют О. ц.
под таким же названием в ГДР, МНР и СРР и цены сбыта в НРБ, ПНР, устанавливаемые
на нек-рые виды продукции производственно-технич. назначения и на товары
широкого потребления, реализуемые через снабженческо-сбытовые орг-ции.
Пром. предприятия в ГДР, МНР и СРР реализуют свою продукцию по О. ц. предприятий,
в НРБ и ПНР эти цены наз. фабрично-заводскими, в ВНР - просто О. ц. В основе
О. ц. предприятий стран-членов СЭВ лежат среднеотраслевая себестоимость
и определённая норма прибыли.
О. ц. применяются и в капиталистич. странах.
Это цены, к-рые используются в обороте между изготовителями товаров и оптовыми
торговцами, а также между оптовыми и розничными торговцами. Близкими к
О. ц. являются т. н. цены производителей, т. е. предприятий, фирм и корпораций,
изготовляющих продукцию. Они состоят, как правило, из издержек произ-ва
данного предприятия, расходов по хранению на предприятии, процентов за
используемый кредит и ден. сборов, расходов по доставке, проверке, испытанию
и регулировке продукции при реализации, издержек на рекламу и прибыли.
О. ц. последующих звеньев включают в качестве осн. компонента О. ц. предыдущего
товаропроводящего звена. Среднегодовой темп прироста индекса О. ц. в развитых
капиталистич. странах в 1957-70 составлял 1,5%, в 1970-72 он возрос до
2-2,5%. Под действием инфляции О. ц. на пром. товары выросли в 1972-73
(по сравнению с 1963) в США более чем на 30, ФРГ - более чем на 20, Италии
- почти на 40, Японии - на 25% и т. д. Лит. см. при ст. Цена,
Ценообразование. Г. И. Кабко, В. Е. Рыбалкин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я