ОПЫТ
основанное на практике чувственно-эмпирическое
познание действительности, единство знаний и умений, навыков. В истории
философии широкое распространение получили воззрения эмпиризма и
сенсуализма,
согласно
к-рым О. трактовался как единств, источник знания. Представители идеалистич.
эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивали О. совокупностью ощущений и
восприятий, отрицая, что в основе О. лежит объективная реальность. Материалистич.
эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеции) исходил
из того, что источником О. является материальный мир. "Из истории философии
известно, что толкование понятия „опыт" разделяло классических материалистов
и идеалистов" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 153). В
противоположность эмпиризму, представители рационализма (Р. Декарт, Б.
Спиноза, Г. Лейбниц) полагали, что логич. мышление не может базироваться
на О., т. к. он даёт неясное, смутное знание, приводящее к заблуждениям,
и считали, что разум будто бы обладает способностью постигать истину непосредственно,
минуя чувственно-эмпирич. уровень познания.
В домарксистской философии наиболее глубоко
проблема О. была рассмотрена в нем. классич. философии. И. Кант подверг
критике положение рационалистов об интеллектуальной интуиции, а
также попытки сенсуалистов вывести общие понятия из простой совокупности
чувств, данных. По мнению Канта, люди обладают априорными (доопытными)
формами рассудка, благодаря к-рым осуществляется синтез ощущений. Этим
подчёркивалась активная роль познающего субъекта. Гегель исследовал познание
как развивающийся многоуровневый процесс. О. выводится из движения сознания,
к-рое ставит перед собой цель. Гегель считал, что поскольку достигнутый
результат деятельности не полностью совпадает с поставленной целью, в процессе
сравнения желаемого с достигнутым происходит преобразование взглядов на
предмет, появляется новое знание о предмете. Этот процесс и составляет
О.
В бурж. философии 20 в. получили распространение
субъективно-идеалистич. концепции, нередко выдвигающие понятие О. в гносеологич.
отношении на первый план. При этом утверждается, что монистич. воззрения
как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным
"нейтральным" монизмом, к-рый устраняет из филос. оборота категории материи
и сознания, заменяя их категорией "чистого опыта" (махизм). В. И.
Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" показал несостоятельность
таких концепций, продолжающих по существу линию Беркли и Юма (см. там же).
Разновидностями субъективно-идеалистич.
трактовки О. являются прагматизм и инструментализм (О. как
"инструментальный" план использования вещей), экзистенциализм (О.
как внутр. мир непосредств. переживаний субъекта), неопозитивизм (О. как
различные состояния сознания субъекта, трактовка вопроса об объективной
реальности в качестве источника О. как псевдовопроса).
В противоположность идеализму и в отличие
от созерцательного метафизич. материализма, диалектич. материализм рассматривает
О. как нечто производное от объективной реальности. О. мыслится и как процесс
активного, преобразующего воздействия человека на внешний мир, и как результат
этого воздействия в виде знаний и умений, как процесс взаимодействия субъекта
с объектом. Понятие О. по существу совпадает с категорией практики, в частности
эксперимента, наблюдения. На их основе формируется О. как результат познания,
включая совокупность исторически сложившихся знаний.
Накопление и передача О. из поколения в
поколение составляет существ, характеристику обществ, развития. Он объективируется
в предметной и языковой формах, в ценностях культуры. О. как практич. деятельность
человека и её результаты отражает уровень овладения объективными законами
природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их историч.
развития. Марксизм-ленинизм является научным обобщением и обоснованием
О. революц. борьбы рабочего класса и всех трудящихся за социальное освобождение,
строительства социализма и коммунизма, развития науки и культуры, в.
Г. Панов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я