ОРГАН
(лат. organum, от греч. organon
- орудие, инструмент), духовой клавишный муз. инструмент. Состоит из набора
труб (деревянных и металлич.) разных размеров и пневматич. системы (воздухонагнетающего
устройства и воздухопроводов), заключённых в общий корпус, а также кафедры
управления. Помимо ручных (мануал) и ножных (педаль) клавиатур, на кафедре
управления сосредоточены рукоятки различных рычагов, служащих для соединения
между собой клавиатур, включения регистров и устройств, усиливающих и ослабляющих
звучание. В О. бывает 1-7 мануал ов (число клавиш на каждом - до 72) и
педаль (обычно из 32 клавиш); в нек-рых совр. О. иногда прибавляют 2-ю
педаль. О. имеют до неск. тыс. труб (звучащие устройства), разделённых
на регистры (группы). Общее число регистров в О. зависит от величины инструмента
(небольшой О. может иметь до 10, а гигантский - несколько сот регистров).
Каждый регистр обладает характерным тембром, включается рычажком или кнопкой.
Музыку для О. пишут на 3 нотных станах обычно без указания регистра.
В О. бывают 3 осн. системы (трактуры) передачи
- механическая (передаёт энергию движения пальца от клавиши к клапану,
открывающему доступ воздуха в трубу, посредством большого количества тяжей,
абстрактов, деревянных угольников и блоков), пневматическая ("рабочий"
воздух передаёт по трубочкам - кондуктам воздушный толчок околотрубному
клапану, открывая его; не получила распространения) и электрическая ("приказы"
органиста передаются от клавиш к трубам с помощью электропроводов). В совр.
органостроении лучший вариант - сочетание механич. и электрич. трактур.
Предшественники О.- волынка, древнекит.
шэн,
европ.
флейта Пана. В 3 в. до н. э. в Др. Греции был изобретён "водяной"
О.- гидравлос.
Для О. писали И. С. Бах, В. А. Моцарт,
Л. Бетховен, И. Гайдн, И. Брамс, К. Сен-Сане, Б. Бриттен, А. К. Глазунов,
А. Ф. Гедике, Д. Д. Шостакович, А. Э. Капп, А. Я. Калнинь и др. Наиболее
интенсивное распространение О. в Европе происходило в 16-18 вв. См. Позитив,
Портатив, Регаль.
Лит.: Глебов И., О полифоническом
искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности, в сб.: Полифония
и орган в современности, Л., 1926; Б р а у д о И., Возрождение органа,
в сб.: Современный инструментализм, Л., 1927 (Новая музыка, сб. 3); Farmer
H. G., The organ of the ancients, L., 1931; К 1 о t z H., Das Buch von
der Orgel, 6 Aufl., Kassel, 1960.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я