ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА направление
в архитектуре 20 в. (особенно распространённое в 30-50-е гг., гл. обр.
в США и Зап. Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произв.,
форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и конкретных условий
среды, подобно форме естеств. организмов. Впервые сформулированные в 1890-е
гг. амер. арх. Л. Салливеном под влиянием эволюц. теории биологии,
идеи О. а. были развиты в теоретич. трудах и творчестве его ученика Ф.
Л. Райта. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архит.
пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отд. частей
в классицистич. архитектуре,; эта концепция впервые реализована им в т.
н. домах прерий (дом Уиллитса в Хайленд-Парке, шт. Иллинойс, 1902; дом
Роби в Чикаго, 1909). Раскрытие специфич. свойств естеств. материала сочеталось
у Райта с романтич. отношением к природному ландшафту, неотъемлемой частью
к-рого должны были быть постройки; вместе с тем Райт отвергал значение
внеш. аналогий с формами органич. природы. В полемике с техницистскими
крайностями функционализма
в сер. 30-х гг. О. а. становится одним
из распространённых направлений совр. архитектуры, противопоставляя функционализму
стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей. Под
воздействием идей О. а. сложились региональные архит. школы в сканд. странах
и в Финляндии (напр., творчество А. Аалто и др.). В США её принципы
использовала т. н. калифорнийская школа архитекторов во главе с Р. Нёйпгрой.
В
ряде стран под влиянием О. а. возродился интерес к местным архит. традициям
и нар. архитектуре. В дальнейшем популярность концепции О. а. росла одновременно
с повсеместным разочарованием в функционализме. Во 2-й пол. 40-х гг. теория
О. а. была подхвачена в Италии арх. Б. Дзеви; в 1945 в Риме создана группа
АРАО (Associazione per l'Architettura Organica, Ассоциация органич. архитектуры),
подчёркивавшая в программе гуманистич. направленность своих устремлений.
Однако направление в целом было идейно расплывчатым, его объединяющим началом
оставался личный авторитет Райта. Абстрактно-гуманистич. идеи уводили О.
а. от решения насущных социальных задач, стоящих перед архитектурой. Программным
устремлением О. а. к индивидуализму отвергалось использование в стр-ве
методов стандартизации и индустриализации. Элементы дезурбанистич. утопии
(см. Дезурбанизм) входили в противоречие с реальными архит.-строит,
задачами, возникшими после 2-й мировой войны 1939- 1945,- с необходимостью
массового индустриального стр-ва. Всё это ограничивало диапазон О. а. гл.
обр. стр-вом особняков, вилл, загородных отелей. После смерти Райта (1959)
О. а. окончательно растворилась среди различных тенденций архитектуры 60-х
гг., направленных на расширение диапазона рационалистич. методов архит.
творчества. Нек-рые общие принципы формообразования, отд. приёмы, выработанные
О. а., продолжают широко использоваться в архитектуре и художеств, конструировании.
Органическая архитектура. Ф. Л. Р
а й т. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс). 1902. План 1-го этажа
(1 - подъезд и вестибюль; 2- гостиная; 3 - столовая; 4 - хозяйственные
помещения).



Лит.: Р а и т Ф. Л., Будущее архитектуры,
пер. с англ., М., 1360; W г i g h t F. L., An organic architecture. The
architecture of democracy, L., 1939; Z e v i В., Towards an organic architecture,
L., 1950. А. В. Иконников.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я