ОРДЕР

ОРДЕР архитектурный, тип архитектурной
композиции, основанный на художеств, переработке стоечно-балочной конструкции
и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные
О. применялись в зодчестве мн. народов с древнейших времён (напр., в Др.
Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европ. архитектуры сыграли
т. н. классические О., сложившиеся в Др. Греции и затем претерпевшие нек-рую
эволюцию в Др. Риме: дорический, ионический, коринфский. Распространённое
в мировом архитектуроведении мнение, что др.-греч. О. возникли в результате
постепенного (по традиции) переноса элементов деревянной конструкции в
кам. стр-во и достигли художеств, совершенства в 5 в. до н. э., получив
совершенные, "канонические" пропорции, не подтверждается данными археологии.
Сов. исследователи выдвинули предположение, что основные О. - дорический
ордер
и ионический ордер (ранний вариант без


Разновидности ордера в Древней Греции.
Л
-
деревянный прототип дорического ордера. Б - деревянный прототип
ионического ордера. В - эолийская капитель (от которой, возможно,
произошла ионическая) и её прототип в дереве. Г - дорический ордер:
1 - сима; 2 - выносная плита; 3 - мутул; 4 - гутты,
или капли; 5 - триглиф; 6 - метопа; 7 - тения; 8 - полочка,
или регула, с каплями; 9 - абак (абака); 10 - эхин; 11 -ремешки;
12
-
шейка капители, или гипотрахелион; 13 - каннелюры; 14 -
стилобат
(верхняя ступень стереобата). Д - ионический ордер (справа - более
ранний, исходный малоазийский тип, слева - более поздний аттический тип):
1 - сима; 2 - выносная плита; 3 - фриз;
4 - зубчики,
или дентикулы; 5 - тения; 6 - фасции архитрава; 7 - абак;
8 - волюта; 9 - эхин; 10 - каннелюры с дорожками между
ними; 11 - полувал, или торус; 12 - скоция; 13 - плинт;
14
-
стилобат. фриза) - в качестве целостной компо-зиц. системы
появились уже в первых кам. храмах и др. обществ, зданиях как сознательно
обобщённое, полное художеств, условностей отображение деревянных конструкций
зодчества дорийцев и ионийцев. Прототипом дорического О.
были постройки с плоским перекрытием по балкам и двускатной крышей, крытой
соломенной или камышовой (позднее - черепичной) кровлей, прототипом ионического
- постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила
из брусьев или мелкого круглого леса). Стрсугий и торжественно-монументальный
дорический О., появившийся в нач. 6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
1) трёхступенчатого основания - стереобата; 2)каннелированной (см.
Каннелюры)
несущей, колонны (обычно с энтазисом),
завершённой капителью,
состоящей
из абака (абаки) и эхина', 3) несомой части - антаблемента,
включающего
архитрав,
фриз с чередующимися триглифами и
метопами и
карниз;
последний состоит из поддерживающих обломов,
выносной плиты,
украшенной снизу мутулами (они изображают концы стропильных ног
с шляпками бронзовых гвоздей - гуттами - под ними), и венчающей симы (жёлоб
с водосливами, нередко в виде львиных голов) или антефиксов.
Более
изящный и украшенный, с большим количеством членений ионический О. появился
ок. сер. 6 в. до н. э.; колонна имеет круглую базу сложного профиля,
каннелюры, разделённые дорожками, капитель с волютами, прикрывающими
эхин, и тонким прямоугольным в плане абаком (абакой); антаблемент включает
архитрав, разделённый на три полосы (фасции), и карниз с дентикулами
под
выносной плитой и высокой резной симой поверху. Аттический вариант ионического
О., возникший ок. 525 до н. э. в сокровищницах, построенных ионийскими
городами в Дельфах,и получивший развитие в 5 в. до н. э. в Афинах
(храм
Нике Аптерос, сев. портик Эрехтейона), является сочетанием обоих
основных О.: вместо дентикул в нём сплошная полоса фриза, нередко украшенная
рельефом. С 4 в. до н. э. известны и др. варианты О., в к-рых отд. элементы,
восходившие к особенностям различных конструкций, потеряли смысловую связь
с прототипами и применялись как декор (напр., сочетания дентикул с непрерывным
или триглифным фризом). Коринфский ордер отличается от ионического
лишь колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта.
Общепонятное образное членение О. на несущие и несомые части, связанные
системой выразит, обломов, сделало ордерную систему к сер. 5 в. до н. э.
гибким художеств, языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей,
но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики
сооружения приобрели большее разнообразие. При общей тенденции к большей
стройности и облегчению О., наметившейся при переходе от архаики к классике
и эллинизму, соотношения частей О. в Др. Греции всё же не получили застывшую
"каноническую" форму, как это считали теоретики архитектуры с эпохи эллинизма
до наших дней. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что
малейшее изменение соотношений между частями О. позволяло придавать ему
и сооружению в целом разнообразные масштабность и характер, выражение
могучей силы или лёгкого изящества и т. д. Эти свойства О., а также возможность
различного, в т. ч. подчёркнуто условного, их применения для характеристики
др. архитектонических систем (напр., стены) объясняют неповторимую индивидуальность
др.-греч. построек в эпоху классики, а также широкое применение О. в различные
ист. эпохи для решения совершенно иных по сравнению с греческими идейных
и художеств, задач (в архитектуре Др. Рима, Возрождения, барокко, классицизма).
В Др. Риме возникли тосканский ордер (упрощённый вариант дорического;
колонна без каннелюр, но с базой, фриз-всегда гладкий) и композитный О.,
в к-ром коринфские капители сочетаются с ионическими волютами. Коринфский
О. в архитектуре Др. Рима отличался усложнённостью обломов, их богатым
резным декором, сложностью модулъонов
под карнизной плитой; колонны
нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В эпоху Др. Рима и
позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное
членение стены с использованием полуколонн и пилястр, известные
ещё в Др. Греции; распространилось применение О. или отдельных его элементов
в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями [напр., Колизей (илл.
см. т. 2, табл. XXVII, стр. 256-257), др.-рим. базилики и ротонды, арочные
колоннады в эпоху Возрождения]; условность налож. на стену ордерных членений
подчёркивалась различными способами (напр.,
раскреповками антаблемента
над опорами). Начиная с 15 в. О. стал одним из важнейших компонентов зап.-европ.
архитектуры (в рус. зодчестве О. начал широко применяться с кон. 17 в.).


Теоретич. освоение классич. О. (Вит-рувий,
Альберти, Виньола, ряд авторов 16-18 вв.) в основном сводилось к описанию
элементов и поискам канонических пропорций, в определении к-рых теоретики
вступали в противоречие между собою и ист. опытом архитектуры. Догматич.
понимание теории О. в европ. архит. академиях в условиях псевдоклассич.
эклектизма 19 в. способствовало укреплению взгляда на архитектуру как на
иск-во, подчинённое внеисторическим законам красоты; при этом стремились
найти эквивалент абсолютно прекрасного в постоянных математич. отношениях.
В 20 в. использование (преим. декоративное) О. характерно для архитектуры,
связанной с неоклассич. тенденциями.


Лит.: Витрувий, Десять книг об архитектуре,
пер. с [итал.], т. 1, М., 1936; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве,
т. 1 - 2, М., [1935]-37; Виньола, Правило пяти ордеров архитектуры, пер.
с [итал.], М., 1939; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных
форм, 3 изд., М., 1944; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Маркуьон
В.Ф., Архитектурные ордера. Происхождение ордера, в кн.: Всеобщая история
архитектуры, т. 2, М., 1973, с. 33-52; Sommerson j., The classical language
of architecture, L., 1963. В. Ф. Маркузон.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я